Аудит в банке

Страница: 8/13

В ходе аудиторской проверки необходимо также установить действующую в банке систему доступа к секретным сведениям и мерам безопасности. Доступ к конфиденциальным документам осуществляется на основании списка исполнителей на документе, который подписан руководителем банка или руководителем подразделения, отвечающего за охрану конфиденциальности. При этом необходимо проверить, соблюдаются ли необходимые условия охраны конфиденциальности. Из всей банковской документации должны быть выделены строго конфиденциальные и особо конфиденциальные документы. В нормативном документе банка о порядке доступа к конфиденциальным сведениям должны быть определены технологии доступа и к компьютерной информации (включая магнитные носители, программы, файлы и т.п.).

2. Аудиторская проверка кассы и кассовых операций.

Большое место в аудите банков занимают ревизии кассы и кассовых операций. Главной особенностью проверки кассы является её внезапность. Аудиторская служба обязана произвести проверку наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчётности, находящиеся в кассе, в присутствии главного бухгалтера и кассира. Полный пересчёт денег обязателен. После пересчёта денег составляется акт о сумме наличных и их соответствие кассовому журналу, а также бухгалтерскому учёту. Проверяется полнота оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка (при этом сравниваются суммы, отражённые в ведомости аналитического учёта по дебету счёта «Касса», с данными журнала ордера № 2 и по кредиту счёта № 51 «Расчётный счёт»). В кассовых документах не допускается никаких подчисток.

Кассовые операции по списанию денег в расход проверяются по документам, приложенным к кассовым отчётам. При проверке используются следующие документы: кассовый ордер № 1 «Приходной кассовый ордер»; кассовый ордер № 3-А – журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов; документы без ордерного оформления приёма и выдачи денег; учётные регистры по счёту 50 «Касса»; Главная книга; балансы на соответствующую дату.

Аудитор также должен удостовериться в следующем:

v обслуживается ли клиентура одним кассиром или несколькими;

v работает ли кассир только в проверяемом банке или совмещает свои обязанности с другими;

v имеется ли обязательство кассира материальной ответственности и ознакомлен ли он с правилами ведения кассовых операций;

v имеется ли его расписка об этом.

К сожалению, не во всех банках кассовые помещения изолированы, некоторые банки (редко) не имеют сигнализации. Наличные деньги и другие денежные документы должны храниться в несгораемом шкафу. В помещении для пересчёта денег клиентами обязательно должен находиться представитель банка.

Аудиторам необходимо проконтролировать, проводились ли внезапные проверки кассы, производилась ли ежедневная сдача в бухгалтерию кассовых документов кассирами и есть ли на них расписка главного бухгалтера или его заместителя, имелись ли случаи подписки руководителем или главным бухгалтером незаполненных чеков и выдача их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке. Обращается внимание на наличие журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, а также кассовой книги, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью, а все листы заверены подписями руководителя и главного бухгалтера.

Следует иметь в виду, что в кассовой работе не может быть неточностей и ошибок. Даже мелкий просчёт в кассе приносит помимо материальных потерь страдания лицам, их допустившим.

К большому сожалению, аудиторами выявляются многочисленные нарушения в кассовой работе: хранение денег в неисправных шкафах, которые по окончанию работы не опечатываются, отсутствие охранной сигнализации, дубликатов ключей от сейфов, всевозможные подчистки в кассовых книгах. Нередко в помещениях для пересчёта денег клиентами – нет представителя банка. Выявлены факты, когда к работе с ценностями в банках допускаются лица, находящиеся в родственных отношениях.

В ходе аудиторской проверки аудиторы не только выявляют недостатки в деятельности банка, но и по возможности дают свои рекомендации по улучшению работы.

Реферат опубликован: 14/03/2007