Банковская система Республики Беларусь

Страница: 10/54

Создание финансово-промышленных групп особенно важно в условиях, когда возможности поддержки различных производств из средств государствен­ного бюджета ограничены, особенно в области инвестиционной политики. К не­достаткам ФПГ относится то, что ФПГ создаются для удовлетворения интересов олигархов, а не экономики в целом. В данном случае возникает необходимость а антимонпольном законодательстве.

1.2. Функции и задачи Национального банка и его взаимоотноше­ния с коммерческими банками

Банковская система включает эмиссионные и неэмиссионные банки. Неэмисси­онные банки в свою очередь подразделяются на ком­мерческие и специализированные. К специализированным банкам от­носятся нновационные, инвестиционные, ссудосбе­регатедьные, бир­жевые ипотечные и т.д. Неэмиссионные банки могут создавать кон­сорциумы, ассоциации и иные объединения, куда могут входить и уч­реждения пара­банковской системы.

В кредитной системе любого государства банковская система является ключе­вым звеном, концентрирующим основную массу кре­дитных и финансовых операций.

Структурное построение банковской системы имеет особенно­сти в каждой стране.

Существует два основных типа построения банковской систе­мы государства: одноуровневая и двухуровневая.

В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные учреждения вы­полняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры и между банками преобладают горизонтальные связи. Такой тип по­строения банковской системы был характерен для СССР. В условиях монополизма в банковском деле меро­приятия по денежно-кредитному регулированию и ограничению количества платеж­ных средств в эко­номике сводились к жестким ограничениям операций с наличностью и централизованному перераспределению через банковскую систему безналичных де­нежных средств предприятий, организаций и банков в рамках единого ссудного фонда страны система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертика­ли и по горизонтали. При этом происходит разделение админи­стра­тивных функций и операционных, связанных с обслуживанием хозяй­ства. Цен­тральный банк страны остается банком в полном смысле это­го слова только для двух категорий клиентов: коммерческих и специа­лизированных банков и правительства. (85, с. 5)

Переход на экономические методы управления и хозяйствова­ния в середине - конце восьмидесятых годов, ориентация на формиро­вание рыночных структур вы­явили уязвимые места и недостатки одноуровневой банковской системы в новых ус­ловиях.

Государственное регулирование денежно-кредитной c4iepbi может осуществ­ляться достаточно успешно лишь в том случае, если государ­ство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институ­тов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимо­связанных направлениях:

1. Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепле­ние ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их спо­собности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это произво­дится прежде всего за счет учетной, или дисконтной, политики, а также установления норм обязательных банковских ре­зервов.

2. Управление государственным долгом путем государственного ре­гулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов, огромного роста государственной за­долженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого цент­ральный банк использует различные методы управ­ления государствен­ным долгом:

Реферат опубликован: 24/05/2007