Банковская система Республики Беларусь

Страница: 11/54

- покупает или продает государственные обязательства;

- изменяет цену облигаций;

- варьирует условия их продажи;

- различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.

3. Регулирование объемов кредитных операций и денежной эмис­сии, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность.

Национальный банк Республики Беларусь совместно с правитель­ством еже­годно разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику в порядке, ус­тановленном Конституцией Республики Бела­русь и другими законодательными ак­тами.

Основные функции Национального банка составляют:

1) денежно-кредитное и валютное регулирование, а также регулиро­вание внешнеэкономической деятельности и кредитного рынка;

2) выполнение функций центрального депозитария;

3) консультирование, кредитование и осуществление функций финан­сового агента правительства и местных органов власти, организация совме­стно с Мини­стерством финансов кассового ис­полнения республиканского и местного бюдже­тов;

4) регистрация банков, учет филиалов и представительств банков, вы­дача им лицензий на совершение банковских операций, надзор за их дея­тельностью по соблюдению ими безопасного и ликвидного функциониро­вания, организация межбанковских рас­четов и кассового обслуживания банков;

5) обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчет­ности в бан­ковской системе республики, определение форм и правил организации безналич­ных расчетов в народном хозяйстве.

Национальный банк пользуется монопольным правом эмиссии на террито­рии Беларуси национальной денежной единицы (20,с.263).

Приоритетными направлениями денежно-кредитного регулиро­вания в 1999 г. являлись: обеспечение обоснованного наращивания денежного предложения, адекват­ного динамике и структуре показа­телей развития реального и бюджетного секторов экономики; стиму­лирование долгосрочного инвестиционного кредитования, поддер­жание процентных ставок денежного рынка на реальном положи­тельном уровне со снижениемих поминальной величины по мере снижения темпов роста цен; стабилиза­ция валютного рынка и обес­печение устойчивости национальной валюты; качествен­ное, надеж­ное обеспечение расчетно-платежного процесса.

Для удовлетворения экономического оборота расчетно-платежными средст­вами, исходя из намеченных на 1999 г. объема роста ре­ального ВВП на 3-4 %, ограни­чения уровня инфляции до 4-5% в среднем за месяц и дефицита государственного бюджета, прирост рублевой денежной массы планировался в размере не более 4,5-5 % в среднем за месяц, а увеличение чистых внутренних руб­левых кредитов Националь­ного банка не более 35,037 трлн. р. за год. (26, с. 94)

Контроль за приростом рублевой денежной массы осуществлял­ся за счет лими­тирования прироста чистого внутреннего кредита Национального банка.

Регулирование банковской ликвидности оказывает влия­ние на структуру бан­ковских ссуд и депозитов, величину денежной мас­сы, уровень рыночной нормы про­цента. Управление государственным долгом воздействует на распределение ссудных капиталов между част­ным и государственным секторами, уровень процентных ставок и бан­ковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обяза­тельств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а вне банковской - к ее сокращению.

Итак, существуют три основные направления кредитной политики, между кото­рыми имеется тесная, глубокая взаимосвязь. Поэтому меры, принятые, правительст­вом в данной области, всегда будут носить слож­ный и неоднозначный характер. Рас­смотрим инструменты, с помощью которых, проводя намеченную денежную поли­тику, государство воздей­ствует на кредитный рынок.

Реферат опубликован: 24/05/2007