Банковская система Республики Беларусь

Страница: 29/54

а) минимальный размер уставного фонда;

б) обязательные экономические нормативы;

в) определяет порядок страхования депозитов и вкладов.

Национальный банк Республики Беларусь может (20,с.264):

а) осуществлять рефинансирование банков путем предоставле­ния им кратко­срочных кредитов в рамках регулирования денежной массы в обраще­нии;

б) выступать кредитором в последней инстанции, оказывая кредитную помощь платежеспособным банкам без соответствую­щего обеспечения в целях поддержания их ликвидности.

В случае систематического нарушения установленных норма­тивов, убы­точно­сти, возникновения положения, угрожающего интересам кредиторам банка, неиспол­нения предписаний Национального банка он может применять предусмотренные законода­тельством меры, включая обращение в суд о признании банка экономиче­ски несостоятельным или банкротом.

Национальный банк тесно сотрудничает с МВФ, Мировым банком и ЕБРР, имеет корреспондентские счета в ряде зарубежных стран. По пору­чению Верхов­ного Совета или по предложению правительства берет на себя в качестве предста­вителя республики обязательства и осуществляет операции, связанные с участием Беларуси в работе международных органи­заций.

Он сотрудничает с иностранными банковскими контрольными орга­нами в различных формах. В соответствии с законодательством Нацио­нальный банк мо­жет участвовать в международных банков­ских фондах, союзах и ассоциациях (20,с.265).

Он представляет собой единую централизованную систему, состоит из цен­трального аппарата и подведомственных ему учреж­дений, а также предприятий и организаций.

В состав Национального банка входят шесть головных управ­лений в каж­дой области республики и в г. Минске, тринадцать подведомственных им отделе­ний, Центр международных и меж­банковских расчетов (ЦММР), Пинский учетно-кредитный техни­кум. Центральный аппарат состоит из де­партаментов, управле­ний и отделов.

Второй уровень банковской системы в Республике Беларусь состав­ляют коммерческие банки. В соответствии с действующим законодательст­вом коммер­ческие банки оказывают хозяйствую­щим субъектам кредитно-расчетные и другие банковские услуги.

Коммерческие банки получают право юридического лица с момента их ре­гистрации в Национальном банке и осуществляют свою деятельность на основа­нии лицензий на совершение банков­ских операций. Банки незави­симы в своей деятельности и органы государственной власти не имеют права в нее вмеши­ваться. Ком­мерческие банки самостоятельно определяют порядок привлечения и использования денежных средств, проведения дру­гих банков­ских операций, уро­вень процентных ставок и комиссионного вознаграждения.

В Беларуси Национальным банком зарегистрировано около 40 ком­мерче­ских банков. Крупнейшими банками по размеру устав­ного капитала остаются бывшие государственные специализиро­ванные банки. Так, веду­щее место зани­мают АКБ "Белагропромбанк", и АКБ "БелПромстройбанк", АКБ "Беларусь". К наиболее крупным банкам также относятся АКБ "Бел­бизнесбанк", АО "Белорус­ский инвестиционный банк", АКБ "Приорбанк". Более десяти банков имеют гене­ральную лицензию на совершение опе­ра­ций в иностранной валюте.

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут быть предме­том залога согласно данному закону только в качестве материального обеспечения своевре­менного возврата банковского кредита. Ипотека предпри­ятия распространя­ется на все его имущество, включая основные и обо­ротные фонды: а также другие ценности, отра­женные в самостоятельном ба­лансе пред­приятия, если иное не опреде­лено законода­тельством либо догово­ром.

Реферат опубликован: 24/05/2007