Банковская система Республики Беларусь

Страница: 37/54

Национальный банк Республи­ки Беларусь в соответствии с Ука­зом Президента Республики Бела­русь от 3 апреля 2000 года №162 получил право налагать на долж­но­стных лиц банка, уполномочен­ных принимать решения о выдаче кредитов, штраф в размере от 150 до 500 минимальных заработных плат за выдачу кредита заемщику, имеющему просроченную задол­женность по ранее выданным ему кредитам; требовать отстранения руководителя банка от занимаемой должности в случае неоднократно­го нарушения (два и более раза в те­чение года) этим банком установ­ленных Националь­ным банком экономических нормативов и неис­полнения нормативных правовых ак­тов, повлекших неплатежеспо­собность банка либо создавших уг­розу интересам вклад­чиков и кре­диторов банка.

К руководителям банков, в ко­торых выявляются нарушения банковского зако­нодательства, Национальный банк применяет в полном объеме право назначения вне­очередной аттестации на про­фессиональную пригодность. По­вышается внимание На­циональ­ного банка к уровню работы выс­шего и среднего управленческого персонала таких банков, органи­зации внутреннего контроля в нем, к достоверности учета и от­четности. Оценку уровню управ­ления в этих банках дают специ­ально направляемые в них провер­ки.

Банковский сектор с социаль­ной, общественной точки зрения это сектор по­вышенного риска. У руководства банков не должно быть чувства безнаказанности или иждивенчества по отношению к банковскому сообществу, Нацио­нальному банку или государству.

Третьим фактором, повышения надежности банковской системы является го­товность населения хранить свои сбережения в бело­русских банках.

Рост вкладов физических лиц в банках республики устойчиво про­должается. За январь май 2000 года вклады населения увеличи­лись на 93,4 млрд. рублей, в том числе на 28,2 млрд. рублей в нацио­нальной валюте, в свободно-кон­вертируемой на 26 млн. в эквиваленте долларов США. В итоге вклады населения составили на 1 июня текущего года 184,8 млрд. рублей, в том числе в националь­ной валюте 55,1 млрд. рублей, в иностранной валюте 227,6 млн. в эквиваленте долларов США (60,с.117). Это существенный (прежде всего в от­ношении иностранной валюты) источник ресур­сов для белорус­ских банков, расширению использования которого необходимо все­мерно содействовать. Работа в этом направлении ведется

С активным участием цент­рального банка нашей страны, ря­да других мини­стерств и ведомств закончена разработка проекта За­кона Республики Беларусь «О га­рантировании возврата банков­ских вкладов физических лиц». Цель данного проекта обеспече­ние гарантии физическим лицам по возврату их денежных средств, разме­щенных во вклады в банках, в тех случаях, когда банк самосто­ятельно не в состоянии исполнить свои обязательства перед гражданами. Механизм реального гаран­тирования государством защищен­ности вкладов физических лиц в банках от возможных бан­кротств, предлагаемый в законопроекте, позволит повысить авторитет на­циональной банковской системы в глазах вкладчиков. В итоге это должно обеспечить привлечение в экономический оборот значительного объема денежных средств, сосредоточенных у населения рес­публики.

В соответствии с проектом зако­на гарантом возврата вкладов от имени государ­ства должна стать специализированная организация Государственная резервная кор­порация гарантирования возврата банковских вкладов в банках.

В случае принятия этого закона в Беларуси будет создана система защиты вкла­дов населения, отве­чающая, с одной стороны, эконо­мическим возможностям страны, с другой международным реко­мендациям по обеспечению со­хранности вкладов фи­зических лиц. Система на более высоком уровне продолжит выполнение той экономи­ческой и социальной функции, которую в настоящее время выполняет Гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц при Националь­ном банке Респуб­лики Беларусь.

Реферат опубликован: 24/05/2007