Банковская система Республики Беларусь

Страница: 45/54

Белорусская банковская система пока не интегрирована в глобальную банков­скую сеть. Масштабы банковских операций ограничены недоверием к белорус­ским коммер­ческим бан­кам как со стороны населения, так и со стороны иност­ранных банков.

Социологические опросы населения показали, что по уровню доверия к социаль­но-эконо­мическим институтам белорусские коммерческие банки разделяют трид­цать чет­вертое место с милицией. Население не доверяет ни банкам, ни милиции.

Иностранные банки плохо знают финансовую и банковскую систему Беларуси, но не до­веряют последней, поскольку белорусская банковская система имеет низ­кий миро­вой рейтинг. В мировых рейтингах преобладает политический и субъективный аспект. По объективному мак­роэкономическому показателю отношению величины внешнего долга к ВВП Беларусь выглядит лучше, чем Латвия, Литва и Россия (62,с.46).

Положение белорусской банковской системы усугубляет ограниченность фи­нан­совых и материальных ресурсов страны. В результате белорусские банки не имеют возможности вы­бирать партнеров, принимают тех, кто предлагает контак­ты. Контакты в основном предлагают иностранные банки, работающие по зада­нию клиентов или осу­ществляющие мониторинг эко­номической конъюнктуры.

Мониторинг, как правило, начинается с оценки законодательства. По этому по­воду стоит процитировать Конфуция, который говорил: «Когда я приезжаю в страну, меня не интере­суют, какие в ней законы меня интересует, выполняются ли они». Законов в Республике Беларусь так много, что их просто невозможно обозреть. И стране апри­орно присваивается высокий экономический риск. Необходим единый «Закон о валют­ном регулировании». Закон должен быть унифицирован с международным законода­тельством. Унифицированный закон будет легче объяс­нить иностранным партнерам.

Иностранные банки часто отказываются от кредитования проектов в Бе­лару­си, по­скольку предварительный мониторинг и экспертиза проектов занятие очень дорогое. Напри­мер, из 2,2 млн. USD, выделенных Всемирным Банком на техни­ческую помощь Беларуси 1,9 млн. USD пошло на оплату экспертов. Средняя вели­чина затрат на эксперта составляла 1 тыс. USD в день. Эксперты в Юго-Восточной Азии получали уже 10 тыс. USD в день (62,с.47). Что лучше сразу кредит и покупка техники или предва­рительно дорогостоящая экспертиза? Для наглядности можно привести такой пример: Уже десять лет оборудование, поставленное для ликвидации последствий Чернобыля, стоит без дела, поскольку предварительно не было выяв­лено, какая нужна техника. Кроме того, не были подготовлены специалисты для ее обслужива­ния.

В соответствии с концепцией социально-экономического развития Рес­публики Беларусь стратегической целью государства на 2001 - 2005 годы яв­ляется повыше­ние благосостояния народа путем сбалансированного и ус­тойчивого экономиче­ского роста. В основу экономической политики страны положен принцип концен­трации материальных, финансовых и интеллектуаль­ных ресурсов государства на ог­раниченном числе приоритетных направлений (точек роста), определенных с уче­том геополитического и географического положения Республики Беларусь.

Реализация данной стратегии потребует от Правительства, вероятнее всего, дальнейшего сокращения темпов инфляции, повышения инвестици­онной активно­сти, обеспечения роста доходов населения.

При этом в зависимости от степени активизации мер по стимулированию внутреннего спроса можно рассматривать два варианта возможного развития эконо­мики до 2005 года.

По первому варианту (наиболее вероятный) среднегодовой уровень инфля­ции может составить 30%, а ВВП возрасти реально на 5-7% в среднем за год.

Реферат опубликован: 24/05/2007