Введение в информационную безопасность

Страница: 25/32

По существу, восстановление бизнеса после бедствий представляет собой форму страховки, и потому возможно тесное взаимодействие фирм, предоставляющих услуги в этой области, со страховыми компаниями и фискальными структурами. Основу мероприятий, повышающих стойкость системы к подобного рода несчастьям, составляют различные формы резервирования и мультиплексирования оборудования и коммуникаций, принадлежащих к информационной системе.

Резервное копирование

Одним из ключевых моментов, обеспечивающих восстановление системы при аварии, является резервное копирование рабочих программ и данных. Несмотря на очевидность этой процедуры и ее относительную несложность, в некоторых организациях она производится недостаточно часто или игнорируется вообще. Опыт показывает: если содержимое системы копируется еженедельно в пятницу вечером, то все неприятности случаются в пятницу же, но в районе обеда. Резервное копирование должно сопровождаться целым рядом не менее очевидных организационных мероприятий. Носители - ленты или магнито-оптические диски - должны храниться за пределами серверной комнаты. Поскольку носитель используется многократно, нужно знать стандарты на число допустимых перезаписей и тесты, позволяющие определить степень его изношенности. Широкий выбор устройств для копирования также может сыграть злую шутку с пользователями: о совместимости этих устройств следует позаботиться до того, как одно из них выйдет из строя.

Резервирование каналов связи

Лишенный связи с внешним миром и своими подразделениями, офис оказывается парализованным, и потому большое значение имеет резервирование внешних и внутренних каналов связи. Рекомендуется сочетать разные виды связи - кабельные линии и радиоканалы, воздушную и подземную прокладку коммуникаций и т.д.

По мере того как компании все больше и больше обращаются к Internet, их бизнес оказывается в серьезной зависимости от функционирования Internet-провайдера. У поставщиков доступа к Сети иногда случаются достаточно серьезные аварии. Скажем, в США в июне 1996 г. 12 часов не работала служба Netcom Online Communications Services, в августе на 19 часов отключилась America Online, в октябре встал на сутки один из почтовых серверов BBN, а в ноябре четверо суток не получали электронную почту пользователи WorldNet. В конце 1995 г. произошло вторжение в офис локального провайдера Internet в Атланте: бандиты "содрали" с компьютеров микросхемы памяти. Очевидно, что ущерб был причинен не только ограбленной компании. Сведения об авариях у отечественных провайдеров отсутствуют, однако они, скорее всего, не менее уязвимы, чем американские.

Какие меры может предпринять пользователь? Хранить все важные приложения во внутренней сети компании, поддерживать отношения с несколькими местными провайдерами, заранее изыскать путь оповещения стратегических клиентов об изменении электронного адреса и требовать от провайдера проведения мероприятий, обеспечивающих его оперативное восстановление после несчастного случая.

Дублирование, мультиплексирование и резервные офисы

Помимо резервного копирования, которое производится при возникновении внештатной ситуации либо по заранее составленному расписанию, для большей сохранности данных на жестких дисках применяют специальные технологии - "зеркалирование" дисков (запись осуществляется параллельно на два диска) и создание RAID-массивов. Последние представляют собой объединение нескольких жестких дисков. При записи информация поровну распределяется между ними - кроме одного, на который записываются так называемые "контрольные суммы". При выходе из строя одного из дисков находящиеся на нем данные могут быть восстановлены по содержимому остальных.

Реферат опубликован: 2/12/2007