Защита в чрезвычайных ситуациях

Страница: 5/6

Сеть Государственного агентства по гидрометеорологии состоит из гидрологических и озерных постов, метеорологических и снеголавинных станций, пунктов наблюдения за загрязнением атмосферы. На всех метеостанциях ведется непрерывные наблюдения за атмосферными явлениями, и передают штормовую информацию в соответствующие инстанции.

Особое место занимает информация о состоянии высокогорных озер, особенно о таящих угрозу прорыва.

Информация о состоянии озер передается в адрес Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне (МЧС и ГО) при правительстве КР и местным администрациям, даются рекомендации о проведении необходимых профилактических и защитных мероприятий.

В обязанности снеголавинных станций входит обеспечение безопасности движения автотранспорта на автодорогах Бишкек-Ош, Кочкор - Минкуш и других путем заблаговременного оповещения Министерства транспорта и ГАИ МВД о предполагаемом сходе лавин и принудительном их сбросе.

Составлена карта лавинной опасности всей территории Кыргызстана. По степени лавинной опасности территория КР разделена на четыре района. Там, где существует реальная угроза схода лавин, проводятся профилактические работы по их искусственному обрушению, из лавиноопасных зон при необходимости эвакуируется население и выводится техника.

В весенний период большое внимание уделяется прогнозу стока талых вод, возможности подтопления населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Летом составляются краткосрочные фоновые прогнозы катастрофических дождевых паводков и селевых потоков.

Агентством по гидрометеорологии составлена карта селеопасных районов Кыргызстана, подразделяющая территорию на четыре категории. В дополнение к карте составлен "Каталог селеопасных рек Кыргызстана". Контроль за состоянием оползней осуществляет МЧС и ГО, по данным аэровизуальных и полевых наблюдений на юге КР зафиксировано более 2500 оползней.

Министерство КР по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне была создана указом Президента КР 4 марта 1996 года. МЧС и ГО КР в соответствии с постановлением Правительства КР от 26 сентября 1994 года №731 является органом государственного управления, формирующим и осуществляющим единую государственную политику, касающуюся предупреждения ЧС и действий при возникновении природных, техногенных и экологических катастроф и бедствий.

МЧС и ГО разрабатывает, организует и осуществляет меры экономического, правового, организационно-хозяйственного, научно-методического характера, направленные на создание условий, способствующих предотвращению, прогнозу, снижению общего уровня аварий и катастроф, защите населения и национального достояния при природном и техногенном воздействии.

Деятельность МЧС и ГО ведется по следующим направлениям:

- ликвидация последствий стихийных бедствий;

- прогнозирование и предотвращение стихийных бедствий;

- повышение устойчивости территории, населения и хозяйства к воздействию разрушительных процессов ЧС.

Большое внимание уделяется финансированию научно-технических программ, в частности, программы "Сакто", целью которой является долгосрочное и среднесрочное прогнозирование землетрясений, оценки сейсмостойкости зданий и сооружений.

Из семи областей КР в настоящее время четыре имеют законченные комплексные схемы инженерной защиты территории от опасных природных явлений. Эти схемы включают: выявление территорий опасных природных процессов, их паспортизацию, определение зоны воздействия, потенциального ущерба, составление типовых проектов защитных сооружений и плана мероприятий.

Деятельность Комиссии по повышению устойчивости территории, населения и хозяйства к воздействию стихийно-разрушительных процессов заключается в развертывании современной системы связи, оповещения и наблюдения. Проводятся мероприятия по обучению спасателей и представителей администраций действиям ЧС.

Риск стихийных бедствий и социально-экономический ущерб от них возрастают по мере заселения новых территорий, пространственного и технологического усложнения производства. Снижение риска стихийных бедствий возможно, но требует специальных координирующих многосторонних усилий. Профилактические и защитные меры целесообразно разрабатывать применительно к риску стихийных бедствий и технологических аварий. Эти меры должны начинаться с осознанной осторожности при принятии решений об освоении новых регионов и технологий, и продолжаться на всех уровнях планирования, проектирования, строительства и эксплуатации объектов народного хозяйства.

По данным страховых фирм Швейцарии и Германии наблюдается неуклонный рост среднего числа зарегистрированных крупных стихийных бедствий. Например, с 25 в 1970 году до 80 в 1989 году. Экономический ущерб за 1960-1970 гг. в среднем составил 4,0 млн. долларов в год, за 1970-1980 гг. около 7,0 млн. долларов, а за 1980-1990 гг. 12 млн. долларов, причем в отдельные годы, например в 1976 году, ущерб составил 25,0 млн. долларов, в 1980 - 24,0 млн. долларов, а в 1990 году - 23,0 млн. долларов. Средняя сумма страховых выплат населению и фирмам, по данным тех же источников, составила за 1960-1970 гг. около 0,5 млн. долларов, за 1970-1980 гг. около 1,0 млн. долларов, а за 1980-1990 гг. около 3,0 млн. долларов.

Реферат опубликован: 2/12/2007