Биологическая продуктивность лесных ландшафтов

Страница: 3/21

Работы по контролю самовольных рубок - это часть необходимых действий по усилению контроля за лесозаготовителями и экспортирующими фирмами. В целом, по нашему мнению, для борьбы с самовольными рубками необходимо проведение мероприятий по следующим направлениям:

изменение системы организации лесной охраны с отказом от обходов, закрепленных за конкретными лесниками, и переходом к использованию немногочисленных, но мобильных и хорошо оснащенных инспекторских групп, действующих исключительно вдали от мест постоянной жизни инспекторов. Подобные меры в первую очередь нужны в районах с интенсивными лесозаготовками и большим количеством незаконных рубок;

запрет органам управления лесным хозяйством на ведение любой хозяйственной деятельности, какими бы благими пожеланиями это не объяснялось;

введение дополнительного (избыточного) контроля документов на перевозимую древесину на дорогах, ведущих к местам сбыта;

внесение соответствующих изменений в УК в части усиления ответственности за лесонарушения, а также перевозку и легализацию незаконно добытой древесины;

полный пересмотр порядка приемки лесосек и оценки объема фактически заготовленной древесины. В настоящее время эта деятельность осуществляется на основе ведомственной инструкции Госкомлеса СССР 1983 года, ориентированной на социалистическое хозяйство и не учитывающей возможную заинтересованность заготовителей в перерубах. Необходимо также использование новых технологий и дистанционных методов оценки объемов заготовки и состояния лесосек;

полный пересмотр порядка осуществления текущего контроля за рубками, осуществляемыми лесозаготовителями;

расширение полномочий других ведомств по контролю за лесопользованием и деятельностью органов управления лесным хозяйством. Это стало особенно актуальным после объединения под крышей одного министерства органов охраны природы и органов управления лесным хозяйством;

обеспечение открытости и бесплатности ключевой информации по лесопользованию в целях обеспечения возможности общественного контроля. Действующий в настоящее время порядок доступа граждан к информации о лесопользовании предполагает либо настолько высокие цены, что они просто не по карману населению, либо просто не прописывает порядок доступа к таким ключевым материалам как лесорубочные билеты, материалы отводов и т.п.;

введение таможенных кодов для следующих групп экспортируемых пород: прочая еловая древесина; прочая пихтовая древесина; кедр сибирский и корейский; орех; ольха; липа. Данные изменения позволят вести более точный учет экспортируемой древесины и корректно сопоставлять данные об объемах заготовки с данными об экспорте.

Значительная часть указанных выше мер может быть эффективно применена для борьбы с большинством нарушений в сфере заготовки древесины.

Распределение лесов Мурманской области по типам антропогенной нарушенности.

4. Пути повышения продуктивности лесов

К мероприятиям, обеспечивающим повышение продуктивности можно отнести следующее:

1. Рациональное использование лесного фонда, максимальное использование древесины, в том числе и отходов лесоразработок.

2. Сокращение сроков лесовыращивания путём своевременного возобновления леса хозяйственно-ценными породами, обязательного сохранения благонадёжного подроста при лесоэксплуатации.

3. Ускорение роста насаждений путём правильного подбора и размещения древесных пород с учётом лесорастительных условий и природных свойств выращиваемых древесных пород. При формировании насаждений предпочтение должно отдаваться, как правило, смешанным древостоям.

Реферат опубликован: 21/11/2008