Биоритмы и их значение в режиме для студента

Страница: 2/7

Периферические часы позволяют длительное время сохранять положение фаз какого-либо физиологического ритма при нарушении нормального чередования света и темноты. Изменение фаз ритма в этом случае будут свидетельствовать о прямом или косвенном влиянии гипоталамуса на периферические часы.

В организме человека нет таких физиологических процессов, которые не зависели бы полностью от ЦНС и от общего состояния организма. В работе периферических часов время от времени могут участвовать и центральные часы, которые по нервным путям будут осуществлять регуляцию ритма из гипоталамуса. В этом случае может происходить изменение местоположения центра биологических часов человека. Оно непосредственно связано с системой регуляции, с механизмом работы и природой биологических часов.

Тот факт, что в другом часовом поясе ход биологических часов перенастраивается, свидетельствует об их условно-рефлекторной регуляции.

Глава II

Анализ и обобщение влияния биологических ритмов на физическую работоспособность студентов

В начале исследования, проведенного в МИФИ, было проведено тестирование на определение биологического ритма исследуемых студентов первого курса.

Исследование длилось 1 месяц, потому что за это время у наблюдаемых должен был выработаться нужный стереотип.

Результаты прыжков фиксировались в оценках. В конце исследовательского периода нами было проведено (на контрольном занятии по прыжкам) соревнование для определения контрольных результатов, показанной каждой из групп.

Первая группа студентов занималась в первой половине дня, вторая — во второй.

Таблица 1. Физическая работоспособность с учетом биологического типа в 1 группе

Таблица 2. Физическая работоспособность с учетом биологического типа во 2 группе

Волнообразный характер изменения работоспособности в процессе уроков физкультуры связан, как нам кажется, с внутренними биологическими ритмами студентов.

Следовательно, можно сделать вывод: что основная задача при определении «волн» урока физкультуры — правильный подбор соразмерности параметров «волн» с возможностями учащихся.

Также из исследовательской работы видно, что в первой группе лучшие показатели прыжков в длину принадлежат исследуемым с биологическим профилем «жаворонок». Потому что они рано просыпаются и быстро достигают высокого уровня работоспособности в утренние часы, обладая высоким тонусом в первой половине дня и быстрым снижением физиологических показателей в вечернее время. А из этого следует — биологические ритмы оказывают положительное влияние на физическую работоспособность студентов, занимающихся в утренние часы и относящихся к биологическому типу «жаворонок». На студентов с биотипом «сова» биологические ритмы оказывают отрицательное воздействие, что также видно из результатов таблицы.

Во второй половине дня показатели физической работоспособности выше у студентов с биологическим типом «сова», так как они более активны в вечернее время. Из чего следует вывод: существует прямая зависимость между фактором времени суток и биологическим профилем студентов, который оказывает позитивное или негативное влияние на физическую работоспособность.

И, значит, нужно учитывать в своей преподавательской работе учителям физкультуры и этот фактор тоже.

Также, по записям в дневнике наблюдений, можно сделать общий вывод, что при хорошем самочувствии, аппетите, настроении и т.п. физическая работоспособность студентов-«жаворонков» в первой половине дня и детей-«сов» во второй половине - выше среднего.

Глава III

Разработка рекомендаций

1. Необходимо так планировать физические нагрузки, чтобы они не превышали определенный уровень и в то же время были стимулом для роста спортивных показателей. В этом случае учитываются 2 основных фактора, взаимодействующие между собой — нагрузка (воздействие) и конкретное функциональное состояние учащегося на данный момент. А, значит, ритм урока физкультуры определяется не только внешними факторами (нагрузкой), но и внутренними биологическими часами. Словом, при определении оптимальной нагрузки на уроке важно учитывать взаимодействие внутренних ритмов (биологических часов) с внешними факторами воздействия. Это следует учитывать учителями физкультуры, тренерам и т.д. и т.п. в организации тренировочного процесса для достижения высоких спортивных результатов.

Реферат опубликован: 29/04/2007