Память и мозг

Страница: 2/6

Список литературы:

Адам Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога: Пер. с англ. /Перевод Алексеенко Н.Ю.; Под ред. и с предисл. Е.Н. Соколова. – М.: Мир, 1983. – 152с., ил.

Блум Ф., Лейзерсон А., Ховстедтер Л. Мозг, разум, поведение: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 248с., ил.

Биологический энциклопедический словарь – 2-е изд., испр. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 864с., ил.

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетия: Пер. с болг./ Под ред. М. И. Самойлова; Предисл. Н.А. Тушмаловой. – М.: Мир, 1988 – 144с., ил. (В мире науки и техники)

Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию: Пер. с англ. – М.: Мир, 1985 – 384с., ил.

По мнению Пенфилда (канадский нейрофизиолог и нейрохирург) больные с удалёнными (в лечебных целях) гиппокампами полностью сохраняют свой интеллект, способность производить математические операции и т.п. Однако они не способны усваивать новую информацию. Такие больные, по сообщениям американских учёных, не могут смотреть телевизионные фильмы, которые прерываются рекламой, так как теряют связь между отдельными частями фильма.

Следует иметь в виду, что при разрушении гиппокампа, другие нервные центры и структуры берут на себя и компенсируют, хотя и не полностью, функции памяти.

В нормальных условиях гиппокамп выполняет ряд ответственных задач. Установлено, например, что, когда воспринимается однородная информация на определённую тему, переключение на новую тему, а потом возврат к первой без прерывания логической нити разговора обеспечивает гиппокамп. В обычных условиях гиппокамп обеспечивает перенос информации о происходящем в данный момент событии из коротковременной памяти в долговременную. Благодаря этому, событие, происходящие в данный момент, если оно важно для организма, оставляет свой след в центральной нервной системе до того времени, когда данные о нём становятся необходимы организму.

По мнению некоторых учёных, гиппокамп – это аппарат для учёта ошибок. Когда он отсутствует или неисправен, человек повторяет свои ошибки.

Мозжечок.

Функция мозжечка заключается в контроле над всеми видами движений. Он “программирует” координацию многочисленных отдельных движений, составляющих один двигательный акт. Мы не задумываемся о том, как нам поднести яблоко ко рту, чтобы откусить от него. По словам больных с повреждениями мозжечка, в сложном движении, которое до болезни выполнялось автоматически, они должны теперь сознательно контролировать каждый этап: сначала поднять руку с яблоком вверх и остановиться, а затем уже поднести к губам.

РНК и память. Нейромедиаторы и память. Роль нейроглии.

Сложились гипотезы о роли глиальных элементов, молекул РНК и ДНК в процессах памяти.

О глиально - нейронной гипотезе высказывался американский нейрофизиолог Галамабос.

Он считает, что основой работающей единицей памяти являются глиальные клетки и нейроны. Глиальных клеток насчитывается приблизительно в десять раз больше, чем нейронов, и они занимают 60-90% объема мозга, образуя массу (нейроглия), пронизанную нейронами и волокнами.

Галамбос считает, что глия, наряду с тем, что она питает нейроны, “программирует” их деятельность, сообщает, что им “ полагается делать, в каком порядке и последовательности выполнять операции”.

Он ссылается на данные исследователей, которые выделили из глии вещество, тормозящее поведенческие акты кошки, электрическую активность её мозга и вызывающие особые биотоки мозга.

Эти факты свидетельствуют в пользу важной роли глии в деятельности мозга, однако, не могут быть доказательством ведущей роли глии в обучении и памяти.

Реферат опубликован: 2/04/2008