Анализ дебиторской задолженности

Страница: 25/26

В этом случае также возникает и проблема с правильным определением резервов на покрытие будущих безнадежных долгов. Эта проблема сводится к тому, чтобы при использовании метода резервирования принцип соответствия доходов и расходов отчетного периода не нарушался.

Особую актуальность проблема неплатежей приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег. В последнее время задолженность предприятия достигла астрономической суммы, значительная часть которой в ходе инфляции теряется. При инфляции, например, в 30% в год в конце гола можно приобрести всего 70% того, что можно было купить в начале года. Поэтому не выгодно держать деньги в наличности, не выгодно продавать товар в долг. Однако выгодно иметь кредитные обязательства к оплате в денежной форме, т.к. выплаты по различным видам кредиторской задолженности производится деньгами, покупательская способность которых к моменту выплаты уменьшается.

Продолжительность нахождения средств в дебиторской задолженности (Пд) определяется следующим образом:

Средние остатка задолженности по счетам дебиторов * Дни периода

П д =

Сумма дебиторского оборота по счетам дебиторов

Пд= Сумма дебиторского оборота по счетам дебиторов.

Чтобы посчитать убытки предприятия от несвоевременной оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности вычесть её сумму, скорректированную на индекс инфляции за этот срок (за минусом полученного пени), или сумму просроченной дебиторской задолженности умножить на ставку банковского процента за этот период и из полученного результата вычесть сумму полученной пени

. Еще одной важной проблемой является определение оптимального размера скидок, т.к. в условиях инфляции любая отсрочка не позволяет получить всю стоимость реализованной продукции.

3.6 Определение оптимального размера скидки.

Для определения оптимального размера скидки используется коэффициент падения покупательской способности денег, который определяется по формуле:

S

К = , где

S – счета к получению;

Jц – индекс цен

За 1999 год цены возросли на 20%, тогда индекс цен равен 1,2 ,соответственно выплата 1000 тыс. тенге в этот момент равнозначна уплате 833333 тенге, тогда 166667 тенге потеря выручки от инфляции.

Следовательно, предоставление покупателю скидки с договорной цены в этих пределах при досрочной оплате позволила бы снизить потери от обесценивания денег.

Например у ОАО оборачиваемость за год составила 35 дней, месячный индекс инфляции 15%, годовая выручка 57720 млн. тенге и 30% продукции реализовывается в условиях предоплаты. Тогда 70% или 40404 млн тенге (0,7* 57,720) оно получает с образованием дебиторской задолженности.

При периоде погашения дебиторской задолженности 35 дней месячный индекс цен составит в среднем 1,34 (1,15*35/30).

Коэффициент падения покупательской способности денег равен 0,746*(1/1,34), т.е. при среднем сроке возврата дебиторской задолженности в 35 дней, ОАО получит 74,6% от суммы по договору, теряя с каждой тысячи по 254 тенге. Следовательно, чем ниже месячный индекс инфляции, тем больше сумма потери с каждой тысячи.

Исходя, из вышеприведенных расчетов можно сделать вывод, что от годовой выручки от реализации продукции на условиях последующей оплаты, ОАО вместо 40404 млн. тенге получит 30141 млн. тенге. Следовательно (40404-30141)=10263 млн. тенге – скрытые потери от инфляции. В пределах этой суммы ОАО может выбрать величину скидки с цены при достаточной оплате за реализуемую продукцию.

Реферат опубликован: 22/06/2009