Анализ производства и реализации продукции

Страница: 5/23

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

Ø удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

Ø удельный вес продукции высшей категории качества;

Ø средневзвешенный балл продукции;

Ø средний коэффициент сортности;

Ø удельный вес аттестованной и неатестованной продукции;

Ø удельный вес сертифицированной продукции;

Ø удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

Ø удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели - качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

Ø полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

Ø надежность (долговечность, безотказность в работе);

Ø технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

Ø эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Одна из задач анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта.

Еще одной задачей анализа является определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (DТП), выручку от реализации продукции (DВ) и прибыль (DП):

DТП = (Ц1 – Ц0) * К1,

DВ = (Ц1 – Ц0) * VРП,

DП = [(Ц1 – Ц0) * VРП1] – [(С1 – С0) * VРП1],

где Ц0 и Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0 и С1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после

изменения качества;

К1 – количество произведенной продукции повышенного качества;

VРП1 - объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам, и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменилась средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил, характеристик. В РФ используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования по которым осуществляется сертификация.

Сертификация – деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям. В РФ существуют общие правила по проведению сертификации. После проведения сертификации выдается сертификат (документ соответствия требованиям).

Стандарты сертификатов следующие:

1. ИСО 9000 – содержит описание эталонов 3-х моделей качества, предупреждения дефектов продукции как на стадии разработки, так и изготовления;

Реферат опубликован: 16/03/2009