Анализ себестоимости продукции как проблема теории экономического анализа

Страница: 7/8

Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудованиявключают амортизацию машин и технологического оборудования, затраты по их содержанию, затраты по эксплуатации, расходы по внутризаводскому перемещению грузов, износ МБП и др. Некоторые виды затрат (к примеру амортизация) не зависят от объема производства продукции и являются условно-постоянными. Другие полностью или частично зависят от его изменения и являются условно-переменными.

Для пересчета плановых затрат на фактический выпуск продукции используется следующая формула:

Зск = Зпл * (100 +ТП% * Кз) / 100

Зск – затраты, скорректированные на фактический выпуск продукции;

Зпл – плановая сумма затрат по статье;

ТП% - перевыполнение (недовыполнение) плана по выпуску товарной продукции, %;

*Кз – коэффициент зависимости затрат от объема производства продукции.

Общая сумма амортизации зависит от количества машин и оборудования, их структуры, стоимости и норм амортизации. Стоимость оборудования может измениться за счет приобретения более дорогих машин и их переоценки в связи с инфляцией. Средняя норма амортизации может изменится за счет структурных сдвигов в составе фондов.

Чем больше продукции выпущено на данных производственных мощностях, тем меньше амортизации и других постоянных затрат приходится на единицу продукции.

Эксплуатационные расходызависят от количества эксплуатируемых объектов, времени их работы и удельных расходов на 1 машино-час работы.

Затраты на капитальный, текущий и профилактический ремонт зависит от объема ремонтных работ, их сложности, степени изношенности основных фондов, стоимости запасных частей и ремонтных материалов, экономного их использования.

Расходы на внутреннее перемещение грузовзависит от вида транспортных средств, полноты их использования, степени выполнения производственной программы, экономного использования средств на содержание и эксплуатацию подвижного состава.

На сумму износа МБПвлияют объем производства продукции и уровень расходов на одно изделие, который в свою очередь зависит от того, насколько рационально и экономно используются инструменты, малоценный инвентарь, налажен ли действенный контроль за их сохранностью и исправностью.

Анализ цеховых и общехозяйственных расходов имеет большое значение. Так как они занимают большой удельный вес в себестоимости продукции.

Для анализа цеховых и общезаводских расходов по статьям затрат используют данные аналитического бухгалтерского учета. По каждой статье выявляют абсолютное и относительное отклонение от плана и их причины.

В процессе анализа должны быть выявлены непроизводительные затраты, потери от бесхозяйственности и излишеств, которые можно рассматривать как неиспользованные резервы снижения себестоимости продукции.

Непроизводительными затратами следует считать потери от порчи и недостачи сырья (материалов) и готовой продукции, оплату простоев по вине предприятия, доплаты за это время и в связи с использованием рабочих на работе, требующих менее квалифицированного труда, стоимость потребленных энергий и топлива за время простоев предприятия и др.

Анализ общепроизводственных и общехозяйственных расходов в себестоимости единицы изделия производится с учетом результатов, полученных при анализе их в целом по предприятию. Эти расходы распределяются между отдельными видами изготовленной продукции пропорционально прямым затратам за исключением покупных материалов.

Сумма этих расходов, приходящаяся на единицу продукции, зависит от изменения:

1. общей суммы цеховых и общезаводских расходов;

2. суммы прямых затрат, которые являются базой распределения накладных;

3. объема производства продукции.

Для расчета влияния этих факторов используется способ цепной подстановки.

Коммерческие расходы включают затраты по отгрузке продукции покупателям (погрузочно-разгрузочные расходы, доставка), расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта и т.д.

Расходы по доставке товаров зависят от расстояния перевозки, веса перевезенного груза, транспортных тарифов за перевозку грузов, вида транспортных средств.

Расходы по погрузке и выгрузке могут изменяться в связи с изменением веса отгруженной продукции и расценок за погрузку и выгрузку одной тонны продукции.

Расходы на тару и упаковочные материалы зависят от их количества и стоимости. Количество в свою очередь связано с объемом отгруженной продукции и нормой расхода упаковочных материалов на единицу продукции.

Экономия на упаковочных материалах не всегда желательна, так как красивая, эстетичная, привлекательная упаковка – один из факторов повышения спроса на продукцию и увеличение затрат по этой статье окупается увеличением объема продаж. То же можно сказать и о затратах на рекламу, изучение рынков сбыта и другие маркетинговые расходы.

Реферат опубликован: 18/08/2006