Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Страница: 3/30

1.2. Основные направления анализа финансовых результатов деятельности предприятия

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия осуществляется в целях:

· систематического контроля за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

· выявления факторов, оказывающих влияние на объем реализации и финансовые результаты;

· выявления резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;

· разработки мероприятий по использованию выявленных резервов.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов:

· исследование изменения каждого показателя за анализируемый период («горизонтальный анализ»);

· исследование структуры соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ»);

· изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов («трендовый анализ»);

· расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности («анализ относительных показателей»);

· изучение влияния отдельных факторов на результативный показатель («факторный анализ»).

Начальным этапом проведения анализа финансовых результатов является анализ валовой прибыли. Общий финансовый результат деятельности предприятия – валовая прибыль – представляет собой сумму прибылей и убытков от реализации продукции (работ, услуг), результатов прочей реализации и внереализационной деятельности. Анализ начинается с изучения динамики за ряд лет (минимум за два года) массы прибыли и изменения ее структуры.

Изменение структуры валовой прибыли характеризует качество формирования самой прибыли. Снижение в ее составе удельного веса прибыли от реализации продукции (работ, услуг) оценивается как ухудшение качества балансовой прибыли, особенно с точки зрения кредиторов. Для выявления конкретных причин снижения удельного веса прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и определения возможности ее увеличения проводят факторный анализ этого показателя.

В процессе анализа прибыли от реализации продукции (работ, услуг) изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации и определяются факторы изменения ее суммы.

Можно выделить следующие факторы, то которых зависит величина прибыли от реализации продукции: объем реализованной продукции и ее ассортимент, уровень цен, производственная себестоимость, коммерческие и управленческие расходы.

Для определения влияния на прибыль от реализации этих факторов рассчитывается выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах (путем умножения выручки от реализации отчетного года на индекс цен).

Влияние изменения количества и ассортимента продаж на прибыль от реализации продукции рассчитывается как произведение разности между выручкой от реализации в сопоставимых ценах и выручкой от реализации предыдущего периода и рентабельностью продукции предыдущего года:

DПр(q) = (ВР` – ВР0­­)*R0, (1.2)

где DПр(q) – изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения количества и ассортимента продаж;

ВР` – выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах;

ВР0 – выручка от реализации продукции предыдущего года;

R0 – рентабельность продукции предыдущего года.

Влияние изменения цен можно рассчитать, умножив на рентабельность продукции прошлого года на разность между выручкой от реализации продукции отчетного года и выручкой от реализации продукции в сопоставимых ценах:

DПр(ц)­ = (ВР1 – ВР`)*R0, (1.3)

где DПр(ц) – изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения цен;

ВР1 – выручка от реализации продукции отчетного года.

Влияние изменения себестоимости реализации продукции рассчитывается как произведение выручки от реализации продукции отчетного года и разности между удельными весами себестоимости реализации отчетного и предыдущего годов:

DПр(ср) = (УСР1 – УСР0)*ВР1, (1.4)

где DПр(ц) – изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения себестоимости реализации продукции;

УСР­­1 – удельный вес себестоимости реализации продукции в выручке от реализации отчетного года;

УСР0 – удельный вес себестоимости реализации продукции в выручке от реализации предыдущего года.

Влияние на прибыль от реализации продукции изменения коммерческих и управленческих расходов рассчитывается аналогично:

Реферат опубликован: 28/08/2006