Европейский утопический социализм

Страница: 5/6

Последние годы жизни.

Фурье был вынужден зарабатывать себе на жизнь службой в конторах Парижа и Лиона. Только в 1828 году он смог больше не беспокоиться о своем содержании благодаря поддержке друзей и последователей. Он отправился в Безансон, где посвятил себя работе над книгами.

Последние годы жизни Фурье провёл в Париже, продолжая упорно работать. Выпустил большое число статей, книгу, писал статьи, которые были выпущены уже после его смерти. После 1830 года у него существовало значительное число учеников, но он с ними почти не общался. У него был очень трудный характер, не многие могли его выдерживать, поэтому последние годы Фурье провёл в почти полном одиночестве. Шарль Фурье умер в 1837 году в Париже.

Оуэн.

Роберт Оуэн родился в 1771 году в Англии. Утопический социализм в Англии по сравнению с Францией имел некоторые особенности. Он развивался, как более радикальное движение, которое не принимало частную собственность в любом виде. Английский утопический социализм был свободен от романтики и религиозной формы. Среди всех социалистов Оуэн представляется чрезвычайно оригинальной и даже единственной фигурой. Он был крупным фабрикантом и одним из князей индустрии своего времени.

Основные работы Оуэна.

Взгляды Оуэна были изложены во многих его работах, самые основные из них: «Об образовании человеческого характера» (1813-1814), «Доклад графству Ленарк» (1820), «Замечания о влиянии промышленной системы» (1815), «Изложение рациональной системы общества» (1830), «Книга о новом нравственном мире» (1836-1844).

Взгляды Оуэна.

Критика капитализма.

Р. Оуэн, выступив с критикой капитализма, характеризовал его как неразумную систему, как хаотический, разобщённый, противоречивый строй, который порождает бедных, невежество, распри и войны. Оуэн считал капитализм антинародным строем, враждебным интересам трудящихся. Худшими явлениями капитализма Оуэн считал частную собственность, религию и брак на основе собственности, охраняемой религией. «Частная собственность, – писал Оуэн, – была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком . она причиняет неисчислимый вред низшим, средним и высшим классам».

Р. Оуэн был убеждён в неизбежной смене капитализма новым обществом. Он стремился к переходу к новому обществу путём законодательных мер и просвещения.

Создание социальной среды.

Создание социальной среды – основная идея Оуэна. Можно сказать, что он был отцом современной этиологии, т. е. подчинения человека среде. Человек по природе не хорош и не плох, он то, что делает из него среда. Если в настоящее время человек плох, то это произошло потому, что плох экономический и общественный строй. С другой стороны Оуэн не придавал никакого значения естественной среде, он видел только социальную. Оуэн исключал всякое религиозное влияние, особенно христианство. Именно поэтому идеи Оуэна не нашли поддержки в английском обществе.

Именно Оуэн был автором идеи о красивой и комфортной обстановке для труда. Он провозглашал физический труд источником богатства.

Уничтожение прибыли.

Для того, чтобы изменить экономическую среду, надо, прежде всего, уничтожить прибыль. Стремление к прибыли – это главное зло, которое привело к падению человеческого рода. По мнению Оуэна, прибыль по своему определению – несправедливость, т. к. она является плюсом к цене продукта, а продукты должны продаваться за такую цену, какую они стоили. Кроме того, считал Оуэн, прибыль является постоянной опасностью, причиной экономических кризисов перепроизводства. Из-за прибыли рабочий не может купить продукт своего труда, значит, потребить эквивалент того, что он произвёл. Продукт сразу после производства повышается в цене, становится недоступным для создавшего его человека, т. к. тот может предложить за него только ценность, равную его труду.

Орудием прибыли являются деньги, денежные знаки, с их помощью она реализуется. Благодаря деньгам становится возможна продажа товара по цене, выше чем его стоимость. Значит, надо уничтожить деньги и заменить их бонами труда. Бона будет истинным знаком ценности, т. к. если труд – причина и субстанция ценности, то вполне естественно, что он будет её мерилом.

Реферат опубликован: 4/01/2009