ВМФ

Страница: 4/20

11 февраля 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). В наследство от Российского императорского флота, на базе которого он и был сформирован, ему досталось огромное количество боевых кораблей всех классов и вспомогательных судов: на Балтике √ 4 линкора-дредноута, 9 крейсеров, 62 эскадренных миноносца и миноносца, 26 подводных лодок, 5 канонерских лодок, 23 минных и сетевых заградителя, 110 сторожевых кораблей и катеров, 89 тральщиков, а также свыше 100 различных вспомогательных судов, 70 транспортов и 16 ледоколов (всего около 600 боевых кораблей и судов); на Черном море √ 7 линейных кораблей, 2 крейсера, 20 эскадренных миноносцев и 4 миноносца, 11 подводных лодок (всего около 400 кораблей и вспомогательных судов). Немало кораблей находилось в составе Флотилии Северного Ледовитого океана, Каспийской, Амурской и Сибирской флотилий. Однако уже в первые месяцы своего существования РККФ стал заложником политических игр новых правителей России.

На Балтике флот, находившийся в Гельсингфорсе (Хельсинки) и Ревеле (Таллине), в результате срыва Брестского договора Л. Троцким оказался под угрозой захвата его белофиннами и германскими войсками, высадившимися в Финляндии. В феврале 1918 г. начался знаменитый Ледовый поход Балтийского флота, который возглавил бывший капитан 1-го ранга А.Н. Щастный. 19-24 февраля из Ревеля в Гельсингфорс были переведены 55 кораблей и судов. 12 марта из Гельсингфорса в Кронштадт вышли линкоры Севастополь, Гангут, Петропавловск и Полтава, крейсера Богатырь, Рюрик и Адмирал Макаров. Через пять суток отряд без потерь прибыл в Кронштадт. Линейный корабль Андрей Первозванный при содействии двух малых ледоколов с 4 по 10 апреля благополучно довел до Кронштадта второй отряд. Третий отряд насчитывал 167 боевых кораблей и транспортов со слабыми корпусами - эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей, тральщиков и подводных лодок. Последним кораблям 7 апреля приходилось отдавать швартовы под пулеметным огнем финских белогвардейцев.

24 апреля в Кронштадт прибыли 16 судов из Котки. Кроме того, по железной дороге из Ревеля и Гельсингфорса были вывезены две авиабригады Балтийского флота,

Всего в Кронштадт прибыло 236 боевых кораблей и вспомогательных судов из 350, находившихся в Ревеле, Котке и Гельсингфорсе. Кроме кораблей и самолетов, из этих портов были вывезены запасы вооружения, военной техники и снаряжения.

В результате интриг и личной неприязни Троцкого к руководителю Ледового похода Щастному последний был вскоре арестован, обвинен в измене и приговорен Высшим революционным трибуналом при ВЦИК РСФСР к расстрелу.

В аналогичной обстановке оказался и Черноморский флот. 29 и 30 апреля 1918 г. революционно настроенные офицеры и матросы, отказавшиеся сдать германскому командованию свои корабли, под обстрелом немецких батарей увели из Севастополя в Новороссийск часть боевых кораблей флота: линейные корабли Воля, Свободная Россия, 9 эсминцев и 5 миноносцев. 1 мая 1918 г. немцы заняли Севастополь. Главнокомандующий германских оккупационных войск генерал Эйхгорн ультимативно потребовал немедленного возвращения флота в Севастополь. В противном случае он угрожал продолжением наступления по побережью и захватом Новороссийска. Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель СНК В. Ульянов (Ленин). 28 мая 1918 г. - телеграмма такого содержания была отправлена в Новороссийск из Москвы. Мнения экипажей разделились.

В период Гражданской войны у пирса Балтийского завода в Петрограде сгорел линейный корабль Михаил Фрунзе(Полтава), три эсминца типа Новик погибли на минных заграждениях в Копорской губе, а два таких же корабля по вине Ф.Ф. Раскольникова вместе с ним попали в плен к англичанам. Несколько вполне боеспособных кораблей - линкоры Андрей Первозванный, Император Павел 1(Республика), крейсера Рюрик, Адмирал Макаров, Баян и др., - прослуживших к тому времени не более 10-15 лет, в 1922 г. были проданы на металлолом в Германию. От мощного в недавнем прошлом Балтийского флота осталось лишь несколько кораблей, могущих выйти в море.

Реферат опубликован: 4/08/2007