Зарубежный опыт права на отказ от военной службы по убеждениям совести

Страница: 2/10

В тех случаях, когда эти граждане подверглись задержанию или тюремному заключению единственно потому, что они были лишены права официально зарегистрировать свой отказ от воинской службы или пройти альтернативную службу полностью гражданского характера, они признаются Международной Амнистией узниками совести. Члены организации в более ста девяноста странах мира проводят активную кампанию, цель которой - немедленное и безусловное освобождение находящихся в заключении отказавшихся от воинской службы по убеждениям. Международная Амнистия признает узниками совести и тех, кто находится в задержании или тюремном заключении в результате их отказа проходить альтернативную службу, характер которой не был полностью гражданским или продолжительность которой можно считать карательной (например, вдвое дольше обычной воинской службы).

Во многих государствах число лиц, добивающихся получения статуса отказывающихся от воинской службы по убеждениям, совсем небольшое. Но даже если таких случаев немного, эту проблему нельзя не внести в круг важнейших. Защита права на отказ от воинской службы по убеждениям и права на альтернативную службу - часть из важнейших направлений деятельности по укреплению прав человека во всем мире.

Автор не ставит под сомнение право правительств призывать граждан на службу в вооруженные силы. Также я определяю своих позиций согласия или несогласия с содержанием убеждений, которыми отказывающиеся мотивируют свои решения. Однако, следуя нормам международного права считаю, что все, подлежащие призыву в вооруженные силы, должны получить возможность проходить альтернативную службу, если таковым будет их решение, основанное на глубоких убеждениях совести.

1. Ретрорспективный обзор и краткая характеристика современной ситуации.

Исторические перемены, произошедшие в Европе после 1989 года поставили перед борющимися за права человека организациями много новых задач. Новые демократические государства Центральной и Восточной Европы и несколько стран бывшего Советского Союза были приняты в Совет Европы, и многие из этих государств стремятся стать членами Европейского Союза и НАТО, что также возлагает на эти организации новые обязанности по защите и укреплению прав человека.

Сегодня очень серьезен вопрос, насколько серьезно осознаются обязательства по соблюдению прав человека, которые взяли на себя эти молодые демократии при вступлении в Совет Европы или в другие региональные органы, - и правительствами самих этих стран, и европейскими органами. Стремление провести быструю интеграцию этих государств в европейские системы прав человека, безопасности и экономики не должно иметь приоритета по отношению к их обязательствам по соблюдению всех прав и основных свобод человека - включая право на отказ от воинской службы по убеждениям, - что должно быть непременным условием членства в этих органах. Любое размывание этих основных принципов и норм в интересах какой-либо политической или экономической целесообразности может привести только к подрыву целостности и законности самих европейских организаций.

Содержание данного документа ясно свидетельствует о том, что право на отказ от воинской службы по убеждениям получило несомненное признание в нормативных документах ООН и соответствующих европейских органов. При этом документ рассматривает случаи, доказывающие, что многие европейские государства, являясь полными или по крайней мере ассоциативными членами политических или экономических организаций Европы, все же лишают некоторых своих граждан многих человеческих прав - в том числе и права на отказ от воинской службы по убеждениям.(1)

Вооруженные конфликты последних лет в Хорватии, Боснии-Герцеговине, в Чечне резко проявили недостатки или полное отсутствие правовых норм, которыми могли бы руководствоваться отказывающиеся от службы в вооруженных силах по убеждениям в странах бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии и в Российской Федерации. Например, во время войны в Чечне отсутствие какой-либо формы альтернативной службы для тех, кто по причине своих глубоких убеждений совести выступал против войн вообще или против этого военного конфликта конкретно, привело к массовому дезертирству из армии. По сообщениям, пойманные дезертиры были казнены по приказу военных властей.

В новых республиках, образовавшихся после распада бывшей Югославии, большинство мужчин старше определенного возраста уже отслужили в бывшей Югославской Народной Армии. Несмотря на это, многие их них впоследствии были призваны на военную службу как резервисты или вновь подлежат призыву в армии своих новых государств. При этом следует отметить, что те весьма ограниченные права, что предоставляются в этих новых государствах отказывающимся от воинской службы по убеждениям, вообще не распростаняются на находящихся в резерве.

Реферат опубликован: 24/09/2006