Анализ состояния нефтяной промышленности России

Страница: 8/12

Однако вложения в нефтедобычу направлялись в основном на экстенсивное развитие отрасли, поэтому увеличение инвестиций сочеталось с относительно невысокой отдачей пластов и большими потерями попутного газа. В результате нефтяная отрасль пережила ряд крупных спадов объемов производства (1985, 1989, 1990 годы), последний из них продолжается до настоящего времени.

Особенностью деятельности нефтяной промышленности является ее ориентация на приоритеты энергетической стратегии России. Энергетическая стратегия России — прогноз возможных решений энергетических проблем в стране в краткосрочном (2-3 года), средне- (до 2000 г.) и долгосрочном (до 2010 г.) плане, а также в сфере энергопроизводства, энергопотребления, энергоснабжения и взаимоотношений с мировым энергетическим хозяйством . В настоящее время высшим приоритетом энергетической стратегии России является повышение эффективного энергопотребления и энергосбережения . Энергоемкость товарной продукции в России в 2 раза выше, чем в США и в три раза выше, чем в Европе. Спад производства в 1992-1995 гг. не „ привел к снижению энергоемкости, а даже повысил ее.

Энергосбережение позволит предотвратить эту нежелательную тенденцию, а также снизить к 2000 г. вредные выбросы в атмосферу. Сэкономленные энергоресурсы могут стать основным источником стабилизации экспорта ТЭР.

Существующее состояние нефтяного комплекса оценивается как кризисное, прежде всего с точки зрения падения добычи нефти. Уровень добычи нефти в России в 1995 г. соответствует показателям середины семидесятых годов. Добыча нефти в 1995 г. сократилась на 3.4% по сравнению с 1994 г. Причинами спада являются ухудшение сырьевой базы, износ основных фондов, разрыв единого экономического пространства, жесткая финансовая политика правительства, снижение покупательной способности населения, инвестиционный кризис. Выбытие производственных мощностей в 3 раза превышает ввод новых. Растет число бездействующих скважин, к концу 1994 г. в среднем 30% эксплуатационного фонда скважин бездействовало. Только 10% нефти добывается передовыми технологиями.

На нефтеперерабатывающих заводах России износ основных фондов превышает 80%, а загрузка мощностей на НПЗ составляет менее 60%. При этом валютная выручка от экспорта нефти растет, что достигается опережающим ростом физических объемов экспорта .

Несмотря на меры, принимаемые правительством России, направленные на поддержку нефтеперерабатывающего сектора — разработка федеральной целевой программы "Топливо и энергия", постановление "О мерах по финансированию реконструкции и модернизации предприятий нефтеперерабатывающей промышленности России", текущее положение дел на всех нефтеперерабатывающих заводах сложное. Однако пессимизм переходного периода в ближайшем будущем должен смениться оптимизмом начала экономического подъема. После ожидаемого в 1997 г. окончания периода экономического спада следует ожидать постоянного наращивания темпов роста в течение нескольких последующих лет, которое сменится более умеренным ростом после 2000 г.

Основная цель программы модернизации отечественного нефтеперерабатывающего комплекса — приспособление продукции к требованиям рынка, уменьшение загрязнения окружающей среды, сокращение энергопотребления, уменьшение производства мазута, высвобождение нефти для экспорта и увеличение вывоза высококачественных нефтепродуктов.

Финансовые ресурсы для инвестирования проектов модернизации ограничены, поэтому важнейшей задачей является выделение приоритетных проектов из числа предлагаемых. При отборе проектов учитываются оценки возможных региональных рынков сбыта, потенциального регионального производства, баланса спроса и предложения на региональном уровне. Наиболее перспективными по областям считаются Центральный регион, Западная Сибирь, Дальний Восток и Калининград. К среднеперспективным относят Северо-Запад, Волго-Вятский район, Центрально-Черноземную область, Северный Кавказ и Восточную Сибирь. К наименее перспективным относятся северные регионы, Волга и Урал.

Проекты модернизации нефтеперерабатывающих заводов в региональном разрезе анализируются с учетом определенных рисков. Риски связаны с объемами перерабатываемого сырья и продукции на продажу — наличие рынков сбыта. Коммерческие и трансакционные риски определяются наличием у завода транспортных средств для осуществления поставок сырья и отгрузки переработанной продукции, включая хранилища. Экономические риски просчитывались по влиянию проекта на увеличение экономической маржи. Финансовые риски в целом связаны с объемом средств, требуемых для реализации проекта.

Реферат опубликован: 6/05/2009