Бюджетная политика в Республике Беларусь

Страница: 19/19

Ø создание системы контроля над деятельностью налоговых органов их сотрудников.

С подобными проблемами европейские страны столкнулись в 1970 - 1980-х годах, когда система социальной помощи населению была основана, как и у нас сегодня, на перераспределении средств непосредственно от предприятий в государственный бюджет и затем в различные специализированные фонды и программы. Ситуация осложнялась тем, что, как и в Беларуси, рост числа пенсионеров опережал рост числа людей, уплачивающих взносы. Задача была успешно решена "персонализацией" платежей.

Один из белорусских проектов предлагает соответствующее решение. Предприятия и учреждения должны будут платить общий социальный сбор (5%), в том числе сбор, зачисляемый в Государственный фонд занятости (1,5%), в Фонд социального страхования (2%) и в Фонд медицинского страхования (1,5%). Физические лица будут платить 15%, из которых в государственный пенсионный фонд направится 6%, в Государственный фонд занятости — 1,5%, в Фонд социального страхования — 4%, в Фонд медицинского страхования — 3,5%. Иные платежи социального характера исключаются. Важным аспектом является то, что налогоплательщик самостоятельно определяет суммы сбора, которые направляются в соответствующие фонды, и имеет право осуществлять негосударственное страхование. При этом суммарная налоговая нагрузка на доходы граждан не превысит 35%, что значительно меньше сегодняшнего уровня.

Каковы преимущества нового механизма социального обеспечения? Он предоставляет каждому гражданину возможность сформировать свою схему индивидуальных сбережений, выбрать желаемый уровень накопления и распорядиться материальным обеспечением своего будущего, имея государственную гарантию на получение социальной защиты. Безусловно, такой подход наиболее перспективен.

Основой сегодняшнего налогового законодательства является система жестко нормированного и чрезмерно централизованного изъятия финансовых средств при ориентации на малую налоговую базу. Этот механизм оказал и продолжает оказывать отрицательное воздействие на экономику, дестабилизирует народное хозяйство, нарушая макроэкономические пропорции, снижает деловую активность, способствует оттоку капитала из страны и усиливает тенденцию к уклонению от уплаты налогов. Недостаточно учитывая тенденции экономического развития страны и не прогнозируя последствия налоговых изъятий, эта система существенно подрывает конкурентоспособность белорусских товаров на внешних рынках. В Беларуси общеэкономические условия и налоговое давление в целом более жесткие, чем у ближайших соседей. Налогово-бюджетные отношения необходимо срочно совершенствовать, но желательно без проведения необдуманных экспериментов над субъектами хозяйствования.

Понедельник, 16 Апреля 2001 г

.

Реферат опубликован: 27/07/2009