Бюджетная политика в Республике Беларусь

Страница: 4/19

Оценка бюджетной политики министром финансов Николаем Корбутом

Бюджет 1999 года пришлось вы­полнять в условиях ограниченных финансовых возможностей, недостаточности ино­странных инвестиций, на фоне серьезных внешних финансовых кризисов, неблаго­получной в течение последних двух лет ситуации в сельском хозяйстве.

Итог - консолидированный бюджет страны выполнен как по доходам, так и по рас­ходам в объеме более одного квадриллиона рублей. Дефицит его ниже планировав­шихся 1,7 процента от ВВП.

Исполнение бюджета: при высоком уровне инфляции темпы роста расходов значи­тельно превышали темпы роста доходов. Полностью обеспечено выполнение всех социальных программ, выплата зарплат, пенсий, пособий. Более того, были изысканы ресурсы для погашения более половины задолженности по зарплате в аграрном сек­торе, средства направлены в виде авансов под выращенную продукцию.

На 1998 год пришелся пик погашения внешнего госдолга. Ситуацию с его вы­платой усугубило снижение примерно на 20 процентов поступлений валюты в страну по сравнению с 1998 годом. Тем не менее, было выплачено 129,8 миллиона долларов очередных платежей, в том числе 66 миллионов - МВФ по кредитам, полу­ченным в 1992 - 1995 годах. В 2000 году предстоит выплатить 130 миллионов долла­ров долга.

Небольшая задолженность есть по обязательствам предприятий, сумма которой около 20 миллионов долларов. Самые крупные долги у ЗАО Атлант”, но и там поло­жение улучшается. В 2000 году придется серьезно поработать с должниками внутри страны, за которых бюджет погасил долги на сумму 105 миллионов долларов.

В 2000 году будет сделана попытка сократить количество налогов: отчисления в три бюджетных целевых фонда в местные бюджеты будут вноситься в виде еди­ного платежа. Налоговая нагрузка практически не менялась, три года подряд величина ее со­ставляет 30,5 - 30,6 процента. Правда, в 2000 году в связи с необходимостью увели­чения поддержки сельхозпроизводителей несколько возрастут отчисления в соответ­ствующие целевые бюджетные фонды. Они в консолидированном бюджете составят примерно 6,9 процента от ВВП, в том числе 3,9 процента - в местный и республи­канские фонды поддержки сельхозпроизводителей. Несколько более 10 процентов составляют отчисления еще в один централизован­ный государственный фонд - социальной защиты населения.

Перераспределение государственных средств через бюджеты всех уров­ней и фонд социальной защиты составляет примерно половину объема ВВП. Это достаточно высокий уровень нагрузки на производителей, но снизить ее сегодня нет возможности. Многие предприятия получали поддержку через различного рода льготы и преференции. В 2000 году подходы по представлению их будут ужесто­чаться, будет проходить переход на иные формы поддержки, в частности - налого­вые кредиты и другие методы регулирования, что позволит усилить ответственность субъектов хозяйствования за эффективное их использование.

Бюджет 2000

Доход = 2,6 триллиона рублей

Расход = 2,7 триллиона рублей

Дефицит = 118 мрд р. (1,7 % ВВП).

Расходы

Бюджет 2000-го года был определен как бюджет экономии. При этом социальная направленность бюджета не только сохранялась, но и усиливалась. Все расходы бюджета на социальную сферу, а также субсидии на ЖКХ, город­ской транспорт, компенсацию по вкладам, льготы и т. д. составили 63 % бюджета - 2000 против 60,9 процента в предыдущем году.

Предполагалось, что в целях сближения уровня оплаты труда занятых в бюджетной и производст­венной сферах темпы роста ассигнований на оплату труда бюджетникам будут в три раза выше, чем рост расходов бюджета в целом. В 2000 году через бюджет должны были идти все эмиссионные средства Нацбанка - 76 миллиардов рублей, в том числе

Ø 64 миллиарда - на кредитование строительства жилья,

Ø 9 - на погашение дефицита бюджета,

Ø 3 - на выплату компенсаций по вкладам населения.

В расходной части бюджета сохранялись прежние расходы на здравоохранение, образование, иные социальные цели. За счет всех источников значительно увеличивались расходы на поддержку сельского хозяй­ства. Если в 1999 году на эти цели было затрачено 120 триллионов рублей, то в 2000 году было запланировано 360 млрд. Основной рост обеспечивался за счет увеличения отчислений в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей с 1 до 1,5 процента. Ме­нялись также подходы к поддержке сельхозпроизводителей, она, через надбавки к ценам на продукцию, становилась более адресной.

Реферат опубликован: 27/07/2009