Бюджетная политика в Республике Беларусь

Страница: 6/19

представителей Национального собрания

Оценивая бюджет на 2000 год, нельзя не остановиться на основных прогнозных показателях социально-экономического развития Беларуси в 2000г. В бюджете есть весьма важные установки на снижение инфляции, стимулирование реального сектора производства, стабилизацию социальной сферы, обеспечение инвестиционной активности.

Если сравнивать основные прогнозные показатели на 2000г. с показателями 1999 года, то они почти совпадают. Это означает, что валовой внутренний продукт увеличится на 2--3%, не более. Уровень реальных денежных доходов должен составить 101%, инвестиции -- 102--103%. Промышленность несколько более динамична -- 2--3% прироста объема выпуска продукции за год. Прогнозные показатели для сельского хозяйства (не могут же быть два года подряд абсолютно неудачными) увеличены на 8--9%. С учетом нынешнего десятипроцентного падения оно должно вернуться к параметрам 1998г. Реальная цена неудач здесь зафиксирована в проектной смете: в 2000г. финансирование сельского хозяйства увеличивается в 2раза.

Заявленное сдерживание инфляции в 2000г. должно привести по официальному прогнозу к 160--180% годового показателя (или 4--5% в месяц). Собственно, такие цифры планировались и в 1999г., однако они не были достигнуты. К концу 1999г. мы имели 340%. Анализ программы убеждает, что планируемого уровня инфляции мы не сможем достичь и в 2000г. Уж очень противоречивы цифры бюджета. К примеру, реальный рост денежных доходов граждан по прогнозу должен составить 101%, рост номинальной заработной платы -- в 2,4 раза, то есть денежная масса возрастет в 2,4 раза, а купить на выданные нам деньги можно будет всего на 1% товаров больше.

Вместе с тем в прогнозе намечен рост товарооборота на 2,5--3,5%. Разве это реально, если цены возрастут в 2,5--3 раза? Следует учесть иполитику курсообразования при расчетах. К примеру, по прогнозу курс белорусского рубля к концу 1999г. должен был составить 320 тыс.руб. за 1 USD, а 1.07.2000г. -- 800 тыс. неденоминированных рублей. Что мы имеем в реальности? Уже к концу декабря 1999г. наличный курс достиг 750 тыс., безналичный -- 960 тыс. Все это -- результат нежелания правительства менять методы экономической политики и философии.

Я сознательно уделил столько внимания прогнозным показателям, ибо Закон о бюджете на 2000г., к сожалению (как, впрочем, и предыдущих лет), не является серьезным инструментом нашей экономической политики. Это, скорее всего, технический документ, который важен для Минфина, чтобы он более-менее сбалансированно проводил финансирование секторов экономики.

Я не сомневаюсь, что этот бюджет будет выполнен, ибо при оптимистическом прогнозе инфляции в 160--180% вполне можно говорить о его наполнении. Не только у нас, в любой другой стране мира достаточно простимулировать инфляцию хотя бы на 70% -- и бюджет получится сбалансированным. Так произошло в Беларуси в 1999г. Вместо небольшого дефицита бюджета мы получили приличный профицит. Он составил к сентябрю 3,5 трлн.руб. Судя по всему, бюджетная политика будет примерно такой же и в 2000г. Таким образом, инфляционные деньги заполнят бюджет, а реальное положение дел с доходами населения, занятого в бюджетной сфере, финансирование социальных программ пойдут в привычной гонке по спирали: рост цен -- индексация доходов -- рост издержек производства -- опять рост цен и т.д.

Бюджет-2000 интересен и некоторыми статьями расходов. К примеру, ст.13 -- расходы на национальную оборону -- составила 69 трлн.руб., на содержание правоохранительной системы -- 127 трлн.руб. Складывается парадоксальная ситуация: мы собираемся тратить больше денег на правоохранительные органы, чем на армию. В связи с этим напрашивается закономерный вопрос: что, внутренняя угроза государству у нас больше внешней?

Можно сравнить и финансирование в 2000г. органов государственной и исполнительной власти (20 трлн.руб.) и денежное обеспечение деятельности финансовых и налоговых органов (19 трлн.руб.). Так кто кому служит в нашем государстве?

Нельзя обойти вниманием и статью "прочие расходы", на которые направляется 253 трлн.руб. Если прибавить к ним те средства, что попадут в "прочие расходы" по отдельным статьям, которые есть в планах финансирования каждого сектора экономики, получается достаточно большая сумма денег. Она становится мощным инструментом перераспределения финансовых ресурсов, находящимся в руках исполнительной власти.

Реферат опубликован: 27/07/2009