Бюджетная политика в Республике Беларусь

Страница: 9/19

Последние оценки бюджета

Бюджетная политика превратилась в перекладывание денег из одного кармана в другой

Мария ЯРОВЕНКО

Расходные статьи республиканского бюджета вновь пересмотрены. Последний раз расходы на содержание государственных органов были сокращены в пользу здравоохранения, сейчас глава государства, наоборот, “подрезал” расходы на социальную политику. А правительство тем временем определяется с тем, кому оно будет оказывать социальную поддержку в следующем году.

Указом №323 расходы республиканского бюджета по разделу “Социальная политика” сокращены на Byb 2,8 млрд. Сэкономленные средства будут направлены на финансовую помощь бюджетам других уровней и капитальные вложения.

Эту меру нельзя назвать неожиданной — доходы большинства региональных бюджетов катастрофически отстают от графика. Проблемы с наполнением местных и республиканского бюджетов подтверждаются и тем, что правительство намерено в ближайшее время не только перераспределять, но и просто сокращать расходы по некоторым статьям республиканского бюджета.

Совет Министров на прошлой неделе также занимался проблемами социальной политики. Определен пороговый уровень доходов для категорий граждан, при котором им будет оказываться адресная социальная помощь, которая будет оказываться с января 2001 года. Она предназначена для граждан, совокупный среднедушевой доход которых за три месяца, предшествующих месяцу обращения за помощью, не превышал 50% действующего на дату обращения бюджета прожиточного минимума. Размер помощи составит разницу между суммой, равной половине бюджета прожиточного минимума, и совокупным среднедушевым доходом семьи или одинокого лица. Минсоцзащиты, Минфину и Минтруда до августа поручено разработать порядок и условия оказания адресной социальной помощи и определить категории ее получателей.

Итак, в следующем году адресную социальную помощь решено оказывать лишь людям, получающим меньше половины бюджета прожиточного минимума (БПМ) — как ни парадоксально это звучит. БПМ, как известно, определяет тот минимум доходов, который необходим для удовлетворения физиологических потребностей человека. Если ваш доход меньше БПМ (менее Byb 24 тыс.), вы официально считаетесь бедным человеком. Правительство же посчитало, что оказывать помощь можно лишь тому, кто в два раза беднее бедного. Никто не отрицает, что социальная защита в Беларуси часто безадресна, средства распыляются, льготников слишком много, а среди них немало тех, кто получает льготы необоснованно. Однако гарантирование человеку лишь половины необходимого для физического выживания дохода выглядит как издевательство. Не говоря уже о том, что смысл БПМ как социальной гарантии теряется.

Кстати, в обозримом будущем в Беларуси может измениться и принцип налогообложения доходов населения. Минфин разослал в заинтересованные министерства, ведомства и профсоюзы свежие тексты двух разделов российского налогового кодекса, касающиеся подоходного налога и страховых взносов. Как известно, в России недавно была установлена единая, 13-процентная планка подоходного налога с граждан, а также изменен принцип взимания и распределения страховых взносов. Теперь этим ведает единое казначейство Минфина. Российские профсоюзы подняли вокруг этого нововведения большой шум. По их мнению, специальные страховые фонды могли не только аккумулировать средства и распределять их фактически “с колес”, но и создавать определенный запас. С переводом средств в единое казначейство смысл системы социального страхования теряется — она превращается в систему государственного финансирования социальных расходов. Правда, государственные экономисты объяснили возмущение профсоюзов тем, что их просто лишили голоса в процессе распределения средств.

Вполне возможно, что в преддверии унификации белорусского и российского налогового законодательств Минфин намерен изучить мнение заинтересованных сторон по поводу принятия в Беларуси аналогичной системы взимания подоходного налога и страховых взносов. Белорусские профсоюзы наверняка будут протестовать против этого так же рьяно, как и их российские коллеги. Пока рано говорить о том, как скажется введение единой планки подоходного налога на низкооплачиваемых категориях населения Беларуси. С богатыми все ясно — им единый налог только на руку, поскольку налогооблагаемая база ощутимо сократится. Только вот не увеличится ли она для беднейших слоев населения, с которых сегодня взимается 9-процентный налог? Здесь все зависит от методики исчисления налога. Если она останется прежней (сегодня необлагаемый налогом минимум составляет 2 МЗП плюс 1 МЗП на каждого иждивенца), введение 13-процентного налога существенно отразится на доходах низкооплачиваемых белорусов. Избежать этого можно только в том случае, если необлагаемый минимум будет увеличен.

Реферат опубликован: 27/07/2009