Государственная политика в отношении малого предпринимательства

Страница: 2/9

Наконец, были и некие социально-философские основания политики поддержки малого бизнеса в послевоенной Германии. В 1945 г. поверженной оказалась не только гитлеровская военная машина, не только хозяйственная практика, но и идеология тотальной несвободы. Как писал в 1946 г. А.Мюллер-Армак, "мы теперь гораздо лучше осознаем взаимосвязи между порядком хозяйствования и порядком свободы"[2].

Наилучшим хозяйственным порядком, обеспечивающим равенство шансов, возможность экономического и социального восхождения для членов общества прежде всего за счет собственной предпринимательской деятельности, либеральная теория провозгласила такой порядок, при котором малое и среднее предпринимательство становится мотором экономического развития.

В известном смысле слова государственная поддержка малого бизнеса была провозглашена мерилом степени рыночной свободы и открытости экономики и превратилась из чисто хозяйственной задачи в некий социально-мировоззренческий императив послевоенной западногерманской общественно-экономической модели. Л.Эрхард подчеркивал, что если подходить к малому бизнесу только с материальными соображениями, если им интересоваться только с точки зрения нормативов налоговых отчислений, то развитию его может быть задано очень опасное направление. Ведь его значение не исчерпывается только его материальным вкладом. (Эту позицию отца немецкого "экономического чуда" следовало бы, на наш взгляд, учитывать теоретикам и практикам российских реформ). Примечательно, что и в 70-е годы, в период нахождения у власти социал-демократических правительств, во многом пересмотревших хозяйственно-политическую концепцию Аденауэра—Эрхарда, политика в отношении малого и среднего бизнеса концептуальных изменений не претерпела.

Важный принцип этой политики с самого начала заключался в том, чтобы создавать благоприятные рыночные условия для существования малого и среднего предпринимательства в целом, а не пестовать отдельные предприятия, ограждая их от воздействия конкурентной среды и ставя их в привилегированное положение.

Из вышеизложенного следует, на наш взгляд, несколько важных выводов, имеющих большое значение для осмысления практики российских реформ.

Во-первых, при всей важности макроэкономических проблем в послевоенной Германии, при том, что реформа Эрхарда началась с создания эффективной денежной системы, институциональным преобразованиям с самого начала уделялось самое пристальное внимание. В частности, поддержка малого бизнеса и обеспечила ту массовую демократическую социальную базу и становление того субъекта хозяйствования, который придал экономической трансформации Германии необратимый характер.

Очевидно, что приватизация в постсоциалистической экономике—с учетом ее конкретного социального контекста—данную задачу решить сможет в лучшем случае в весьма отдаленной перспективе. Следовательно, ни в коей мере не умаляя ее долговременного значения, необходимо осуществление целого комплекса специальных мер по стимулированию предпринимательской деятельности.

Во-вторых, под поддержкой малого и среднего предпринимательства понималась политика, направленная на выравнивание стартовых шансов в условиях рыночной экономики. Между тем, в России сегодня под лозунгом "поддержки нового среднего класса" нередко имеет место прямо противоположное — подпитка на льготных условиях материально-финансовыми ресурсами узкого круга привилегированных хозяйственных структур, созданных в ходе номенклатурной "приватизации". Государственные же органы, призванные содействовать малому предпринимательству, бессильны (или не желают) поставить заслон на пути такой практики, дискредитирующей рыночные реформы в глазах мелких предпринимателей и населения.

1.2. Политика поддержки малого бизнеса: современное понимание

Во второй половине 80-х годов, т.е. до объединения Германии, роль малых и средних предприятий (МСП)[3] в народном хозяйстве ФРГ характеризовалась следующими цифрами. На их долю приходилось:

- 12 млн. рабочих мест, т.е. 2/3 занятых в частном секторе;

- производство примерно 50% ВВП;

- примерно 50% ежегодного оборота;

- 40% инвестиций;

- до 80% обучаемых без отрыва от производства учеников.

За полвека послевоенного развития Германии политика поддержки малого и среднего предпринимательства обогатилась практическим опытом и сформировалась в относительно самостоятельную часть государственной хозяйственно-политической доктрины, органично вписанную в ее общий контекст.

Поскольку МСП составляют костяк экономики Германии (свыше 99% фирм в ФРГ относятся именно к данной категории), то их поддержка обеспечивает необходимые условия для хозяйственной эффективности, инноваций и увеличения числа рабочих мест.

Основные постулаты собственно политики поддержки малого бизнеса сводятся к следующему. Во-первых, государство ни в коем случае не берет на себя инициативу реализации конкретных экономических проектов, это - задача самих предпринимателей. Во-вторых, в эпоху быстрых технологических изменений и структурных сдвигов государством поощряются творческий поиск, готовность рисковать и гибкость, в наибольшей мере присущие именно МСП. В-третьих, дабы МСП могли в полном объеме реализовать эти свои преимущества, необходимо защитить их от монополистического давления (на' это направлена вся политика в области обеспечения конкурентного порядка хозяйствования). В-четвертых, выравнивание шансов требует применения целого набора косвенных стимулов для МСП: налоговые каникулы для начинающих фирм, ускоренные амортизационные списания, облегченный доступ к кредитам (создание специальных государственных и полугосударственных кредитно-финансовых институтов для работы в МСП), налоговые и иные методы поощрения частных банков, страховых обществ, лизинговых компаний, пенсионных и иных фондов, осуществляющих финансовую поддержку и обслуживание малого бизнеса.

Реферат опубликован: 13/04/2009