Государственное регулирование экономики

Страница: 2/3

- Российский метод приватизации.

Выводы. (10 мин.)

Часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересами общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Заключительное слово преподавателя. (5 мин.)

Оценка семинара, степень подготовленности студентов.

Темы для рефератов.

1. Государственное регулирование в агропромышленном комплексе.

2. Положительные и отрицательные моменты государственного регулирования экономики.

3. Налоговая политика как инструмент государственного регулирования.

4. Приватизация в России- благо или вред для экономики.

5. Антимонопольное законодательство, причины возникновения.

Резервный вариант.

Госрегулирование в сельском хозяйстве.

В современной западной экономике сельское хозяйство- одна из важнейших сфер активного вмешательства. В этой области производства главный принцип свободного рынка- спрос и предложение, оказывается практически неприменимой. Государственное вмешательство- далеко не панацея. Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяют большое внимание проблемам аграрного рынка, однако ни производители, ни потребители не удовлетворены положением дел в аграрном секторе.

Источник проблем в том, что в развитых странах благодаря высокой производительности труда производство аграрной продукции значительно превышает потребности населения.

Цели государственного регулирования в сфере сельского хозяйства включают:

а) повышение производительности путем внедрения технического прогресса и рационализации производства, максимально эффективному использованию всех производственных факторов, особенно рабочей силы;

б) обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни сельского населения;

в) стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции;

г)гарантированное снабжение внутреннего рынка;

д) забота о поставках аграрной продукции потребителям по низким ценам.

Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка. Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет.

Функционирование этого механизма можно показать на примере рынка зерна.

Исходным пунктом является ориентировочная цена, рекомендуемая государством. Она несколько превышает рыночную цену, чем гарантируются не только доходы сельхозпроизводителей, но и создаются стимулы к расширению производства. В результате предложение превышает спрос. Когда рыночная цена снижается до определенного уровня, предлагаемое сельскими хозяйствами зерно скупается государством по так называемой "интервенционной цене" в неограниченных количествах.

Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести риск сбыта, на деле это правило не действует в отношении производителей многих аграрных продуктов.

Реферат опубликован: 1/01/2007