Единый социальный налог в 2002 году

Страница: 10/13

· Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размеров заработной платы. Перераспределительную функцию играет только одна из частей пенсии, получившая название базовой. Она должна быть повышена до уровня прожиточного уровня пенсионера. Остальная же часть пенсии является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат или уплачиваемых пенсионных взносов.

· Зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Ранее ЕСН в части пенсионных взносов составлял 28% и направлялся в Пенсионный фонд РФ. Сейчас же эту сумму поделили на 2 части (по 14%) и одну часть направляют в федеральный бюджет для финансирования базовых пенсий. Вторая часть в виде страховых взносов направляется в Пенсионный фонд. При этом взносы в ПФ РФ направляются раздельно на две части пенсий: на страховую часть трудовой пенсии и на накопительную часть трудовой пенсии. Мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1957 года рождения и старше не направляют средства на накопительную часть.

Базовая часть пенсии является минимальным гарантированным государством уровнем пенсии и выплачивается за счет средств федерального бюджета.

Страховые части пенсий определяются путем деления суммы расчетного пенсионного капитала пенсионера, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается пенсия, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости.

Для выплаты накопительной части пенсии учитываются средства, учтенные в специальной части индивидуального счет застрахованного. Размер накопительной части пенсии не ограничивается.

· Работающих пенсионеров уравняли в правах с неработающими. Так же, как и не работающим, пенсия им рассчитывается по ИКП с учетом среднего заработка за последний год работы или за любые пять трудовых лет. Очень важно, что при расчете пенсии работающим пенсионерам учитывается наличие иждивенцев.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное пенсионное страхование осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов (на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии) в Пенсионный фонд РФ в сроки, установленные для уплаты единого социального налога (авансовых платежей по ЕСН).

Одновременно с органами Пенсионного фонда контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет осуществляться налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Сущность этого контроля заключается в том, что налоговые органы при одновременном получении от налогоплательщиков единого социального налога расчетов (деклараций) по единому социальному налогу и расчетов (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование определяют исполнение обязанности налогоплательщиков по уплате платежей ЕСН в Пенсионный фонд за вычетом платежей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, произведенных налогоплательщиками.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что введение Закона “Об обязательном пенсионном страховании и внесение изменений в главу 24 НК РФ полностью разрушили едва устоявшийся за год порядок сбора единого социального налога по всем категориям налогоплательщиков. Проводимая реформа – это строительство новой пенсионной системы, которая в будущем сможет без социальных катаклизмов и повышения нагрузки на работающих обеспечить пенсионеров за счет их накопленных средств. Кроме того, накопительный элемент, то есть прямая зависимость размера пенсии от отчислений в пенсионную систему, приведет к тому, что люди выведут из “тени” свои реальные заработки, будут отчислять пенсионные взносы от реальной заработной платы, и доходная часть пополнится.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВВЕДЕНИЕМ ЕСН

С 1 января прошлого года налоговым органам были переданы функции мобилизации средств на социальные нужды общества сразу от четырех федеральных ведомств, имеющих хорошо отлаженную систему, разветвленную и многочисленную структуру.

Передача функций администрирования – не просто технический вопрос. Обеспечить взаимовыручку поколений, социальную стабильность в обществе, справедливое перераспределение национального дохода в пользу тех , кто в свое время отдал силы и здоровье для развития государства, - вот что означала эта передача. С самого начала эта работа находилась под пристальным вниманием органов власти, профсоюзов, фондов, средств массовой информации. К сожалению, эта задача не сопровождалась кадровым и материально-техническим подкреплением налоговых органов. Личное время, профессиональная гордость и честь работников налоговой системы стали единственным ресурсом ее выполнения.

Реферат опубликован: 24/04/2009