Займы органов власти субъектов РФ и их роль в развитии территории

Страница: 21/35

Прошедший 1997 год показал, что рынок ОГКО прошел свою стадию формирования. Возросло коли­чество дилеров ОГКО: с 17, принявших участие в первом аукционе, до 47 в конце года. В их число входят крупнейшие коммерческие банки и инвестици­онные институты страны. За 1997 год было проведено 26 аук­ционов по размещению 26 серий ОГКО на общую сумму 1320 трлн. руб. по номиналу. Из них на сегодняш­ний день уже погашено 4 серии на сумму 180 млн. руб. Эмитент полнос­тью и своевременно выполнял свои обязательства перед инвесторами ОГКО. Отсутствие сбоев при размеще­нии, вторичном размещении и пога­шении облигаций доказало надежность работы торговой и расчет­ной систем. Оборот вторичного рынка ОГКО за 1997 г. составил более 2,5 млрд. руб., что хотя и уступает в шесть раз объему торгов по санкт-петер­бургским бумагам, зато в два раза больше оборота вторичного рынка московских ОВЗМ /5, с.12; 17; 41, с.16/.

К 1998 г. планировалось размещение облигаций с постоянным купоном. В новом проспекте эмиссии 600 млн. приходится на дисконтные облигации со роками обращения от 9 месяцев до 2 лет и 400 млн. руб. - на дисконтно-купонные со роками обращения 3 и 5 лет. Однако позд­нее, трезво взвесив сложившуюся на рынке ситуацию, эмитент аннулировал пятилетнюю эмиссию, заменив ее на годичную.

Деньги нужны области не столько для покрытия кассовых разрывов и ликвидации долгов, сколько на развитие экономики и соци­альной сферы. За счет размещения займа в область поступили значительные де­нежные ресурсы по приемле­мым ставкам заимствования. Кроме того, Оренбургская область приобрела так называ­емую кредитную историю. Репутация надежного заемщика позволяет привлекать денежные средства в регион на все бо­лее выгодных условиях.

2.3 Структура и динамика рынка субфедеральных займов

Первый займ был зарегистрирован администрацией Хабаровского края 4.03.1992 г., но пионерами принято считать администрации Нижегородской (04.08.1992), Пермской (22.07.1994) облас­тей. Эти займы относятся к арбитражным, жилищным и ГКО-подобным, которые получили широкое распространение в ре­гионах России. В дальнейшем их опыт переняли администрации и других субъектов РФ.

Всего по состоянию на 1.01.1998 г. было зарегистрировано 466 проспектов эмиссии обли­гационных займов субъектов РФ и органов местного самоуправления на общую сумму 49 509 млрд. руб. по номинальной стоимости, в том числе в 1997 г. 313 проспектов на общую сумму 29 488 млрд. руб. Из общего количества за­регистрированных в 1997 г. облигационных займов 291 было выпущено субъекта­ми РФ , и их доля составила 93 %. Динамика выпуска субфедеральных займов за период 1992-1998 гг. представлена в таблице С1 и на рис. А6, где можно наблюдать всплеск выпуска субфедеральных займов в конце 1997г., который объясня­ется:

¨изменением требований законодательства к регистрации выпусков ценных бумаг и присвоение им ре­гистрационных номеров. Если ранее выпуски облигаций разных серий с разными сроками обра­щения осу­ществлялись в рамках одного займа, регистрировались как один выпуск (под одним регистра­ционным номе­ром), то с конца 1996 г. таким выпускам в Минфине РФ присваивался отдельный номер. В связи с этим рост числа выпусков облигаций в 1997 г. уже не выглядит столь внушительным;

¨значительным числом выпусков агрооблигаций, осуществляемых многими субъектами РФ в добро­вольно-принудительном порядке. Почти 70 % облигаций, выпущенных органами власти в январе-ав­густе 1997 г., приходится именно на агрооблигации;

¨введением фактического запрета на выпуск векселей органами власти в связи с принятием в марте 1997 г. федерального закона “О переводном и простом векселе”. До этого вексель выступал аль­тернативой и более просто, чем облигационные займы, способствовал решению проблемы де­фицита бюджета: удобство век­селя в том, что их не надо регистрировать и платить налоги;

¨активизацией отдельных эмитентов;

Но помимо этого существуют факторы, сдерживающие рост числа облигационных займов: недоста­точная емкость региональных финансовых рынков (для решения этой проблемы при­бегали к еврозаймам); “реструктуризация” рынка субфедеральных ценных бумаг и приспособле­ние его к изменяющимся макроэко­номическим условиям в России.

Реферат опубликован: 16/12/2007