Занятость и безработица

Страница: 5/7

6. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Рынок труда в республике начал формироваться в сложных социально-экономических условиях, характеризуемых существенным спадом производства, снижением покупательского спроса и уровня жизни людей. Всё это привело к резкому уменьшению занятости и спроса на рабочую силу, к появлению скрытой и открытой безработицы.

Если на начало 1995 года по республике было официально зарегистрировано 131 тыс. безработных, из которых 46,7 тыс. мужчин и 84,3 тыс. женщин, то к началу нынешнего года число не имеющих работы возросло почти до 182,5 тыс. человек, из которых 116,4 тыс. приходится на женщин. Безработица росла по всем областям. Особенно интенсивно увеличивалась армия безработных с высшим и средним специальным образованием, на получение которого государством затрачены значительные средства.

Перед Министерствами, ведомствами и облисполкомами поставлена задача - в текущем году создать 46'815 новых рабочих мест. Итоги прошедших месяцев свидетельствуют, что задание уже фактически выполнено.

Несмотря на то что этот процесс удалось остановить, серьёзную трудность представляет сегодня первичное трудоустройство молодёжи, окончившей общеобразовательные школы, училища, техникумы, высшие учебные заведения. Это обусловлено отсутствием профессии у одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа безработных с достаточно большими практическими навыками. В рядах безработных около 50 % приходится на молодёжную группу (в возрасте до 29 лет), а ещё около 25 % - на наиболее трудоспособную группу (в возрасте 30-39 лет). В Швеции, где уровень безработицы составляет 1 %, введены дополнительные гарантии работы для лиц до 30 лет. Если молодые люди не нашли подходящую работу, они распределяются биржами труда в "Молодёжные команды". Закон гарантирует им право на 4-х часовой рабочий день 5 раз в неделю.

7. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА НА РЫНКЕ ТРУДА

Учитывая сложность ситуации на рынке труда в республике, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо: сосредоточить внимание на решении следующих первоочерёдных задач: разработать чёткую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления её развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы чётче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нём в целом.

Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочерёдном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.

На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

Реферат опубликован: 19/05/2007