Изменения, произошедшие в финансовой системе России, в переходе к рыночной экономике

Страница: 12/20

Основу собственных доходов составляют:

· региональные и местные налоги и сборы,

· налоги на имущество физических лиц,

· доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям),

· земельный налог,

· средства обязательного медицинского страхования,

· средства внебюджетных и отраслевых фондов,

· платежи за использование недрами и природными ресурсами,

· отчисления от федеральных налогов, переданные в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.

В конце я хочу обобщить, что территориальные финансы являются частью финансовой системы России и отвечают главным образом за составление и исполнение местных бюджетов, перераспределение национального дохода на экономическое и социальное развитие территорий, укрепление и расширение финансовой базы. Местные финансовые органы при СССР выполняли похожие функции и, в общем, не особо отличались от территориальных финансов РФ.

Изменения, произошедшие в банковской системе РФ в период перехода к рыночным отношениям.

В основе всех банковских органов СССР лежал ряд принципов, главным из которых являлась государственная монополизация банковского дела, которая означала, что, что банковские операции могли выполнять только органы, принадлежащие государству. В 20 –ые годы наряду с государственными банками имелась кредитная кооперация и некоторые кредитные органы, в той или иной степени, базирующиеся на частной собственности. В последующем это органы были ликвидированы и потом полностью являлись государственными. Считалось, что государственная монополия банковского дела позволит государству концентрировать в своих руках весь ссудный фонд и наиболее эффективно использовать его для развития народного хозяйства и проводить денежную политику. Нужно отметить также централизацию построения банковской системы, подчинение всех учреждений банков только своим вышестоящим органам.

Если сравнивать банковскую систему СССР и России, то можно выделить следующие противоположности.

По типу собственности

Банковская система при СССР Банковская система РФ

Государство – единый собственник

Многообразие форм собственности на банки

По степени монополизации

Монополия государства на формирование банков

Монополия государства на банки отсутствует, любые юридические и физические лица могут образовать свой банк

По количеству уровней системы

Одноуровневая банковская система

Двухуровневая банковская система

По характеру систему управления

Централизованная (вертикальная) схема

управления

Децентрализованная (горизонтальная) схема управления

По характеру банковской политики

Политика единого банка

Политика множества банков

По характеру взаимоотношений банков с государством

Банки в оперативной деятельности подчиняются Совету Министров

Центральный банк подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному Совету, а не правительству.

По выполнению эмиссионных и кредитных операций

Кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке (кроме отдельных банков, которые не выполняют эмиссионные операции)

Эмиссионные операции (выпуск наличных денег) сосредоточены только в Центральном банке; операции по кредитованию предприятий и физических лиц выполняют только коммерческие банки.

По способу назначения руководителей банка

Руководитель банка назначается центральной или местной властью, вышестоящими органами управления

Руководитель ЦБ РФ утверждается парламентом. Председатель (президент) коммерческого банка назначается его Советом.

Реферат опубликован: 22/03/2007