Контроль государственной налоговой инспекции за деятельностью граждан

Страница: 4/22

В случае появления в течение года источников доходов, физические лица подают декларацию в пятидневный срок по истечении месяца со дна появления таких источников. В декларации указывается размер дохода до конца текущего года.

1.3. Формы контроля за своевременным и полным поступлением налогов.

Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами в различных формах:

· Налоговая проверка, а также проверка данных учета и отчетности

· Постановка налогоплательщика на учет в налоговых органах

· Получение различного рода объяснений налогоплательщиков, связанных с исчисление и уплатой налогов

· Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли)

Контрольная работа налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты предусмотренных законодательством налогов начинается с постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах.

Постановка на учет осуществляется налогоплательщиками – физическими лицами, занимающимися предпринимательством без образования юридического лица – по месту их жительства.

При этом определено, что налогоплательщики – индивидуальные предприниматели обязаны встать га налоговый учет вне зависимости от того, имеются или нет обстоятельства, с которыми Налоговый Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Иными словами, обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговом органе связана только лишь с фактом его регистрации в соответствующем государственном органе, а не с тем, будет ли данный индивидуальный предприниматель в ближайшее время заниматься предпринимательской или иной деятельностью и соответственно возникает ли у них в ближайшее время обязанность платить налоги.

Налоговым Кодексом установлены сроки постановки налогоплательщиков на учет в налоговом органе. Они обязаны подать заявление о постановке на учет в течение 10 дней после их государственной регистрации.

Постановка на налоговый учет налогоплательщика осуществляется в течении пяти дней со дня подачи заявления и в тот же срок ему выдается соответствующее свидетельство. При этом каждому налогоплательщику должен быть присвоен единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика. С этого момента идентификационный номер указывается во всех направляемых налоговым органом уведомлениях, а также проставляется налогоплательщиком в подаваемых им в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях и других документах.

Таким образом, в Российской Федерации создается единый, централизованный государственный реестр налогоплательщиков, что существенно усиливает одну из важнейших составных частей налогового контроля в стране.

Но все-таки основной формой контрольной работы налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками причитающихся налогов является налоговая проверка.

Налоговый кодекс четко разделил два вида налоговых проверок, проводимых налоговыми органами: камеральные и выездные.

Камеральные проверки могут проводиться в отношении любого налогоплательщика. В отличие от них выездные налоговые проверки могут проводиться только лишь в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.

Налоговый кодекс четко ограничил период проведения налоговой проверки. Ею могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.

Сущность камеральной проверки состоит в том, что она проводится по месту нахождения налогового органа. В данном случае налоговые органы осуществляют проверку налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиками, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Для проведения камеральной проверки должностным лицом налоговых органов не требуются какого-либо специального решения руководителя налогового органа, и она может быть проведена в течении двух месяцев со дня представления конкретным налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, связанных с налогообложением.

При проведении камеральной проверки налоговым органам предоставлено право требовать у налогоплательщика предъявления дополнительных сведений, а также получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка осуществляется должностными лицами налоговых органов на месте нахождения налогоплательщика на основе данных бухгалтерского и налогового учета.

Выездная налоговая проверка осуществляется только на основании письменного решения руководителя налогового органа.

По результатам выездной проверки составляется акт налоговой проверки должностными лицами по установленной форме, который подписывается этими лицами и индивидуальным предпринимателем. В нем указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или при отсутствии таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Реферат опубликован: 2/05/2008