Денежно-кредитная политика, эффективность

Страница: 8/18

Есть и еще причины. Резервы для банков представляют собой активы, не приносящие процента. Пересмотр резервных требований существенно влияет на рентабельность банков второго уровня, при­быльность банковского дела. Значительное изменение обязательных для выполнения норм может привести к серьезнейшему финансовому кризису, который, безусловно, самым пагубным образом отразится на состоянии всего народного хозяйства. А частый пересмотр ре­зервных требований может просто привести к хаосу: сокрытию бан­ками своих сделок, резким колебаниям денежной массы, и, как следствие, глобальному экономическому кризису.

Нормативы резервных требований устанавливаются дифференци­ровано в зависимости от видов депозитов. Помимо этого, Централь­ные банки могут устанавливать различные резервные нормы в зави­симости от срока деятельности банка, величины его активов, реги­она, где банк осуществляет основную массу своих операций и обла­дает развитой филиальной сетью. В некоторых странах для банков, нарушающих обязательные требования, устанавливаются повышенные штрафные резервные нормы. Резервированию подлежат различные ком­поненты денежной массы, что позволяет Центральному банку не только влиять на ее объем, но и определять ее структуру.

В связи с увеличением избыточной ликвидности на корреспондетских счетах кредитных организаций Банк России дважды (в марте и июне 1999г) принимал решение о повышении норматива обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствами.

Так в марте 1999г Совет директоров Банка Росссии принял решение об увеличении нормативов обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте с 5% до 7%. В целях стимулирования привлечения кредитными организациями рублевых депозитов было принято решение о сохранении норматива обязательных резервов по привлеченным средствам физических лиц в валюте РФ на уровне 5%.

В связи с продолжавшимся ростом остатков средств на корреспондетских счетах кредитных организаций В Банке России в июне 1999г Банк России повысил с7 до 8,5% нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ, юридических и физических лиц в иностранной валюте также был увеличен с 5 до 5,5% норматив по привлеченным средствам физических лиц в валюте РФ.

В результате проведенных Банком России мероприятий, а также в связи с ростом привлеченных средств (обязательств) кредитных организаций, учитываемых при расчете размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России сумма обязательных резервов увеличилась по сравнению с началом года в 2,7раза, в том числе по привлеченным средствам в валюте РФ-2,5раза, по привдлеченным средствам в иностранной валюте –2,9раза.

2. Макроэкономические результаты денежно-кредитной политики.

Монетарная политика должна, прежде все­го, улучшать состояние экономики, изменять ее основные перемен­ные: валовый национальный продукт, инфляцию, безработицу.

В настоящее время механизм воздействия денежно-кредитной политики на состояние экономики, а также целесообразность раз­личных стратегий ее реализации составляют предмет спора между экономистами. Представители кейнсианской, монетаристской и новой классической школ выдвигают зачастую полярные предположения.

Кейнсианцы полагают, что рыночная экономика - внутренне не­устойчивая система. Они считают, что капитализм не обладает ме­ханизмом, обеспечивающим макроэкономическую стабильность. Посто­янные диспропорции между основополагающими экономическими пара­метрами вызывают циклические колебания занятости, цен, объема производства. Поэтому государство, с точки зрения кейнсианцев, должно вмешиваться в хозяйственную жизнь, осуществлять различные регулирующие мероприятия, в частности проводить дискретную де­нежно-кредитную политику.

Реферат опубликован: 10/05/2009