Коммерческий кредит

Страница: 4/45

Как показывает схема, процесс начинается с определения кредитной пол­итики. В дальнейшем, все решения принимаются в соответствии с ее содержа­нием. После предоставления кредита следующим важным действием является контроль за просроченной задолженностью, отраженной в балансе по статьям дебиторской задолженности. Этот контроль позволяет определить степень со­ответствия принятых решений кредитной политике фирмы. Даже если это соответствие не нарушено, периодическая оценка кредитных решений позво­ляет регулировать их в зависимости от текущей деловой ситуации.

Теперь рассмотрим подробнее каждую стадию предоставления коммерче­ского кредита.

Управление кредитной политикой выражает общую стратегию развития корпорации. С ее помощью не стремятся установить конкретные способы достижения целей, а лишь формируют "каркас", структуру рекомендаций и основных направлений выполнения частных деловых операций. На основе этого "каркаса" разрабатывается методика проведения ежедневных мероприя­тий, направленных на достижение целей кредитной политики.

Кредитная политика корпорации, таким образом, определяет цели кредит­ного управления. Она должна четко показать намерения фирмы быть активной в предоставлении коммерческого кредита, что дает возможность резко изме­нить кредитную политику в зависимости от конъюнктуры рынка или быть консервативной в условиях предоставления кредита каждому клиенту.

Кредитные условия, предлагаемые покупателю, определяют время, имею­щееся в распоряжении клиента до выплаты долга. Обычно под кредитным периодом понимают время, разделяющее дату выписки счета и дату его оплаты. В контракте это время обозначается как "нетто 30" или "нетто 90". Это озна­чает, что наступлению даты платежа предшествуют 30 или 90 дней. Корпора­ция может предложить учетную скидку, т.е. процент, который клиент может вычитать из цены счета, если платеж осуществляется в установленный учетный срок. В этом случае кредитные условия обозначаются, например, как "2/10, нетто 30" Число 2 означает 2% скидки от суммы счета, если платеж осущест­влен в течение 10 дней со дня выписки счета. В противном случае, платеж должен быть произведен в течение 30 дней. Предлагая скидку, корпорация готова отказаться от 2% цены товара для ускорения поступления наличного платежа. Кроме того, так как скидка является добровольной, она может при­влечь новых клиентов с коротким денежным циклом, рассчитывающих пол­учить прибыль за счет скидки от цены сделки.

Принятие решения о предоставлении кредита имеет две стороны. Первая - надо ли предоставлять кредит потенциальному клиенту. В этом случае необхо­димо заняться кредитным анализом. Вторая сторона - если решение о предо­ставлении кредита принято, должен ли быть установлен лимит и если да, то какой?

Кредитный анализ - это процесс принятия решения о предоставлении или не предоставлении коммерческого кредита данному потенциальному клиенту. При кредитном анализе сначала надо выяснить желание и возможность клиента платить за купленные товары или оказанные ему услуги. Индивидуальные характеристики клиента, изучаемые при кредитном анализе, получили жар­гонное название "5С" кредита":

·customer’s character (характер клиента)

·capacity to pаy (платежеспособность)

·collateral (обеспечение)

·capital (капитал)

·current business condition (текущее деловое положение).

Изучение характера клиента помогает определить его желание платить. Чтобы получить эту информацию можно организовать личную встречу с кли­ентом одного из менеджеров фирмы или запросить справку в различных госу­дарственных или частных экономических учреждениях, обязательно включая банк клиента. Определение платежеспособности клиента, его реального капи­тала и обеспечения ссуды включает в себя прежде всего анализ финансовых отчетов (балансов) , предоставленных клиентом или официально опубликован­ных. Состояние всей экономики тоже может играть свою роль. Так, если в экономике наблюдается спад, то фирма может себе позволить предоставление лишь ограниченного числа кредитов.

Реферат опубликован: 2/03/2009