Утопия и антиутопия в научной фантастике (на примере творчества Ж. Верна и Г. Уэллса)

Страница: 21/26

Отчуждение, таким образом, завершилось. Невидимка сам способствовал этому: он забыл о моральной ответственности ученого за последствия своего открытия и этим обрек себя на гибель.

Физик Гриффин открыл состав, с помощью которого человеческое тело становится прозрачным и невидимым. Но это поразительное открытие не приносит счастья ни самому ученому, ни окружающим его людям. Гриффин сделал изобретение, помышляя не о благе человечества, а о власти и могуществе. В полном одиночестве, в нужде он работал над своим открытием, ежеминутно подвергаясь назойливым приставаниям окружающих. Чтобы довести до конца свое дело, он должен был перешагнуть через труп родного отца.

Его гениальная идея родилась в атмосфере человеконенавистничества и, претворившись в жизнь, служила человеконенавистническим идеям. Попытка Гриффина реализовать свое открытие сразу же вылилась в форму его открытого конфликта с окружающим миром. Вторжение невидимого Гриффина в мирную жизнь провинциального городка Айпинга породило ряд катастрофических происшествий. Все обитатели этого захолустного городка устремляются в погоню за нарушителем своего спокойствия. Начинается дикая охота за невидимым человеком. Затравленный, загнанный Гриффин становится существом социально опасным. "Словно волк, преследуемый собачьей стаей, он пускает в ход зубы и когти, убивает и калечит всех встречных и поперечных, сеет на своем пути смерть и страдания и, наконец, погибает под пулями и палками разъяренных обывателей." [117]

Гениальная мысль Гриффина, направленная на реализацию корыстных целей, "пробуждает зверя" в нем самом и в окружающих его людях. В мире, где "человек человеку волк", наука не может выполнять своего естественного назначения. Вместо того, чтобы озарять жизнь людей, она становится силой. Человеческая мысль творит чудеса. Раскрывая тайны природы, она обнаруживает "волшебные свойства самых обыкновенных, прозаических явлений". "В романе "Человек-невидимка" раскрывается одна из самых сильнейших сторон Г. Уэллса-художника: его умение слить воедино невероятное с повседневным." [118]

Гениальный ученый Гриффин по своим нравственным качествам мало отличается от окружающих его людей. Но он опаснее и страшнее своих преследователей именно потому, что в отличие от них он вооружен талантом и знанием. В этом романе уже четко сформулирована центральная проблема всего творчества Г. Уэллса: проблема двойственной противоречивости природы прогресса.

К этой проблеме Г. Уэллс возвращается неоднократно. Своеобразным его вариантом явился роман "Остров доктора Моро".

В одном из австралийских мифов говорится, что "когда-то земля была населена людьми-животными, которые впоследствии приняли форму людей и различных видов животных". И доктор Моро предстает перед нами сразу в двух ролях. Он ученый, взявшийся переделывать природу. Но, приняв на себя ее функции, он становится еще и Творцом - в самом общем, не научном, смысле слова.

"Роман Г. Уэллса остается фантастическим в смысле деталей, но основная концепция, что человек сумеет переделывать и перекраивать животных, уже не кажется только уделом фантазий: она находится в пределах трезвых расчетов ученого" [119], - писал М. Завадовский. Г. Уэллс не создает объемного характера, он показывает борьбу добра и зла в душе одного человека. Моро - это воплощение преданности науки, которая, по его мнению, свободна от влияния морали. Ученый не знает ни доброты, ни боли, ни сострадания, склоняя голову лишь перед законом целесообразности: "Я до сих пор не знаю ни одной бесполезной вещи, которую эволюция не устранила бы рано или поздно .Страдание и радость - они существуют для нас только до тех пор, пока мы ползаем во прахе." [120] Освобождая себя от связей с обществом Моро в конечном счете сосредотачивается на себе: его исследования приносят определенные результаты, интересующие лишь его самого; в жизни героя все парадоксально - имея перед собой великую цель он мучается от бесплодности своих экспериментов: "Всякий раз, когда я погружаю живое существо в купель страдания, я говорю себе: на этот раз я выжгу из него все звериное, на этот раз я сделаю разумное существо. И собственно говоря, что такое десять лет. Человек формировался тысячелетиями ." [121] Бескорыстно преданный науке, не ищущий ни славы, ни почестей, Моро эгоистичен, ибо не видит чужого страдания: исключая из жизни всякий эмоциональный момент, признавая только рациональное начало, Моро становится жестоким.

"Изучение природы делает человека в конце концов таким же безжалостным, как и сама природа", [122] - мимоходом бросает Моро в разговоре с С. Прендиком, и это сказано отнюдь не случайно.

Философскую основу "Острова доктора Моро" во многом составляет учение Т. Хаксли о двух идущих в мире процессах - "космическом" и "этическом" [123] . Они противостоят друг другу. Космический процесс протекает без вмешательства человеческого ума и воли, он лишен каких-либо признаков этики или любых начал, привнесенных в мир человеком. В конечном счете космический процесс разрушителен. Порожденный слепой природой он толкает мир к самоуничтожению. И напротив, этический процесс, порожденный страстью человечества к выживанию, не только требует укрепления гуманизма и коллективизма, но и послужит спасению мира. Моро, ведущий свои опыты без какой-либо общей цели, ради удовлетворения некоей, им самим не осознанной внутренней потребности, олицетворяет собой космический процесс не только в его жестокости, но и в его бессмысленности.

Реферат опубликован: 26/03/2006