Утопия и антиутопия в научной фантастике (на примере творчества Ж. Верна и Г. Уэллса)

Страница: 22/26

"Остров доктора Моро", собравший в себя многие черты приключенческого романа, в конечном счете является романом о человеческой цивилизации. Это роман не о противоестественном обществе, случайно сложившимся на отдаленном острове, а об обществе обычном, существующем на широких земных просторах.

В романах Г. Уэллса уже не найти ученого-чудака или ученого-борца за свободу. Его ученые воплощают в себе "и силы ада и силы рая", они "могут накликать бурю и вернуть на землю покой . " [124]. Его ученые свободны от влияния морали. Они не похожи и на третий тип ученых по Ж. Верну. Часто они бескорыстны, по нравственным качествам мало отличаются от других людей. Но они обладаю опасной силой, которая заключается в их таланте. И эта сила может послужить злу. Г. Уэллс поднимает проблему ответственности ученого перед обществом. Но для Г. Уэллса вопрос о ученом и обществе не исчерпывался взаимоотношениями науки и общества. Писатель в своих научно-фантастических романах подходит к более широкой теме - теме человека и мира. Г. Уэллс взглянул на современный мир через призму ожидаемых перемен.

Таким образом, в научно-фантастических романах Ж. Верна и Г. Уэллса есть философский уровень содержания: опасность прогресса науки, опережающего прогресс морали. Оба писателя пытаются ответить в своих произведениях на философские вопросы: к чему приведет дальнейшее развитие военной техники? Смогут ли люди предотвратить космические бедствия грядущих войн? Что произойдет, если секретом ученых завладеют деспоты?

§ 3 Хронотоп в научно-фантастических романах Ж. Верна и Г. Уэллса.

В романах-антиутопиях Ж. Верна и Г. Уэллса уже несколько иной хронотоп, чем в научно-фантастических романах-утопиях. В романах-утопиях изображались замкнутые общества, на примере которых писатели показывали устройство будущих государств. При написании романов-антиутопий писатели ставят другую цель: они изображают не идеальное общество, а часто просто какое-то изобретение, которое может привести к войнам, мировым потрясениям. А такое изобретение ученые могут сделать и в реальной стране. То есть, в таких романах большая [ударение на "о"] установка на достоверность, ведь события разворачиваются не в каком-то вымышленном месте, а, например, в США, в городах Балтиморе ("Вверх дном"), Филадельфии ("Робур-Завоеватель"), у Г. Уэллса - в деревушке Айпинг ("Человек-невидимка"), в Уокинге ("Война миров"). Но встречаются и замкнутые пространства, отгороженные от внешнего мира, например, у Ж. Верна - Блекланд, город, который создал ученый Камарэ ("Удивительные приключения экспедиции Барсака"). У Г. Уэллса "Остров доктора Моро" несколько выбивается из ряда других романов. Действие происходит на маленьком необитаемом островке Ноубл вулканического происхождения. Этот островок становится символом Земли, символом человеческой цивилизации, которая шла кровавыми, страшными путями.

По-прежнему, в романах Ж. Верна охватываются огромные пространства. Центральная часть канадской территории, Япония, Желтое море, Китай, Гималаи, Россия, Франция, Средиземное море, Африка, Маггеланов пролив, Америка - кругосветное путешествие завершено. Над этими странами герои пролетают на летательной машине "Альбатрос" ("Робур-Завоеватель"). Некоторые страны Ж. Верн описывает бегло, в некоторые углубляется. Но везде сведения емкие, точные, читатель узнает о народе, населяющем эту страну, о точном географическом расположении, часто о климате. Но это не однообразное перечисление стран, для каждой территории писатель находит свою особенность.

Тесная связь наблюдается между пространством и временем. Без труда мы можем узнать, над какой территорией, в какое время пролетали герои, сколько времени занял их полет, сколько километров проделали они за n-ое количество дней ("Чудесный летательный аппарат инженера Робура преодолел за двадцать три дня более тридцати тысяч километров" [125], "За сутки вся область, заключенная между нулевым меридианом и вторым градусом, в изгибе реки Нигер, пронеслась перед глазами пассажиров "Альбатроса." [126])

Таким образом, часто местом действия оказывается вся планета Земля. Хронотоп взаимосвязан с сюжетом. Романы Ж. Верна всегда в большей или меньшей степени остаются географическими романами. Приключенческий герой экстравертен, это человек пространства. Для научно-фантастических романов Ж. Верна характерен приключенческий сюжет, включающий в себя традиционные его элементы: путешествия, поиски, необычные происшествия, исключительные ситуации. И, конечно, путешествия влияют на хронотоп. Так, в "Робуре-Завоевателе" фабула строится на описании кругосветного путешествия главного героя и его невольных спутников. Географическая обстановка часто служит для действия фоном и является необходимым элементом внутренней структуры произведения.

Реферат опубликован: 26/03/2006