Сущность сталинского культа личности

Страница: 4/6

изгнанных из родных мест, погибших от голода, расстрелянных или

догнивающих в лагерях.

Обращение В.И.Ленина к нэпу говорит о том, что он видел

возможность иной, не тоталитарной модернизации экономики дорево-

люционной России. Однако эта возможность представляла собой

вполне реальную угрозу для бюрократического аппарата. Ибо там,

где между хозяйственными звеньями складывались нормальные эконо-

мические отношения, нужда в специальной фигуре бюрократического

посредника и контролера отпадала. В ходе сосуществования бюрок-

ратических и экономических способов хозяйственного развития

страны последние явно демонстрировали свои преимущества - как с

точки зрения гибкости, так и с точки зрения рациональности и де-

шевизны.

Новая бюрократия, развращенная сознанием всевластия и бес-

контрольности, яростно сопротивлялась углублению и расширению

нэпа, нагнетая страхи по поводу "мещанского перерождения".

Выбор между двумя моделями модернизации экономики, в осо-

бенности же между двумя путями развития тяжелой промышленности

(которую новая бюрократия воспринимала прежде всего и главным

образом в аспекте усиления своей собственной власти), совершался

совсем не гладко. Грубо говоря, вопрос стоял так: за чей счет

будет осуществляться это развитие? За счет народа, которому пос-

ле некоторых послаблений, пришедших вместе с нэпом, придется

вновь затягивать пояса? Или за счет новой бюрократии, которой

предстояло либо поступиться своей политической властью, переква-

лифицировавшись в рационально функционирующую администрацию, ли-

бо вообще уйти со сцены? Решать и делать выбор предстояло тем,

кто имел власть, то есть все той же бюрократии, присвоившей себе

право говорить от имени народа.

Однако сделать выбор было гораздо легче, чем его осущес-

твить. Бертольд Брехт как-то сказал: "Если диктатор современного

типа замечает, что не пользуется доверием народа, то первое же

его поползновение - уволить в отставку сам народ, заменив его

другим, более лояльным". Нечто вроде такой "отставки" предложили

Вождь и тоталитарная бюрократия российскому крестьянству, когда

поняли, что народ не примет модель ускоренной индустриализации.

Насильственная коллективизация была способом тотальной перековки

крестьянства, дабы в итоге получить народ, достаточно послушный

Вождю.

Проходят годы, тоталитарная бюрократия торжествует свои по-

беды в коллективизации и индустриализации, призывая признать их

крупными победами народа, победившим социализмом. Однако, апло-

дируя своему Вождю, объявившему о победе социализма, бюрократия

плохо представляла, что означает эта победа для нее самой. В

первую очередь, для ее высшего эшелона. Все в стране оказывалось

теперь во власти бюрократического аппарата, и поэтому "внутрен-

него врага", без которого функционирование этого самого аппарата

немыслимо, уже негде было искать, кроме как внутри, в своей сре-

де. Эта тенденция пробивала себе дорогу неотвратимо - борьба с

"просочившимся" врагом становилась для Вождя основным средством

управления непомерно разросшимся аппаратом. Ему ничего не оста-

валось делать, кроме как утверждать власть средствами террора,

при возрастающих подачках тем, кто приходил на место репрессиро-

ванных.

В числе обвинений в адрес Сталина можно слышать, что он до-

шел до края - стал бить своих. Дальнейшее развитие этой темы

приводит кое-кого к резкому возражению - мол, Сталин в 30-е годы

никак не мог бить по своим, так как сам уже успел переродиться и

стать чужим для всех, продолжавших дело социалистической револю-

ции. Думается, обе эти крайние точки зрения далеки от истины.

Сотни тысяч функционеров, репрессированных по распоряжению Ста-

лина (во многих случаях заверенного его личной подписью), не бы-

ли для него ни "своими", ни "чужими". Это был аппарат, созданный

как инструмент тотальной власти. В качестве малых деталей аппа-

рата его функционеры оказывались для Сталина "своими", коль ско-

ро это был "его" аппарат. И они же становились "чужими", коль

скоро в этом механизме он начинал обнаруживать тенденцию к "са-

модвижению", не совпадающему с его волей. А могло ли быть иначе?

Ведь Вождь должен был оказаться чужим даже самому себе, коль

Реферат опубликован: 20/01/2008