Открытие и освоение Дальнего Востока

Страница: 7/14

Как же осваивался русский Дальний Восток народами нашей страны во второй половине XIX – начале XX века. Положение на Дальнем Востоке в эпоху капитализма находилось в центре внимания правительства России. Заселение и освоение северо-восточной Азии, Сахалина, Курильских островов и Нижнего Амура русскими людьми вызвало необходимость укрепить здесь местные органы власти. Решением государственного Совета от 14 ноября 1856 года была образована Приморская область, куда вошли территория Нижнего Амура, Камчатка и Сахалин. Резиденцией губернатора области стал Николаевский пост, переименованный в Николаевск-на-Амуре. Окончательное воссоединение приамурских территорий с Россией (Айгунский и Пекинский договоры 1858 и 1860 годов) обусловило необходимость дальнейших территориальных преобразований. По указу Сената от 8 декабря 1858 года была образована новая область - Амурская. Она объединила все земли по левому берегу Амура. Административным ее центром стала станица Благовещенская (бывший Усть-Зейский пост), получившая статус города.

Все три области Дальневосточного региона: Забайкальская, Амурская, Приморская были подчинены генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н.Муравьёву, которому впоследствии был пожалован титул Амурского.

В 1858 году были заложены Хабаровка, Софийск, Иннокентьевка, Корсаково, Казакевичево и другие опорные пункты. Уже в феврале 1860 года Н.Н.Муравьёв подал на высочайшее имя записку о создании самостоятельного генерал-губернаторства в Приамурье, в которой доказывал невозможность управлять всем огромным «хозяйством» силами одного генерал-губернатора Восточной Сибири. Самым удобным местом для резиденции называлась Хабаровка. Но эта идея была реализована только двадцать с лишним лет спустя.

По преданию, место для Хабаровска выбрал Н.Н.Муравьёв во время одного из сплавов по Амуру. Точка дислокации военного поста выглядела совершенной. Мощная излучина реки, где русло соединяется с рукавом (протокой), крутые холмы, высокий утёс, господствовавший над обширной поймой Амура. Удобно для обороны, судоходства, почтовой гоньбы зимой по льду реки. «… 13–й линейный батальон я расположил на правом берегу главного русла Амура, так сказать, в подкрепление казачьей линии на Амуре и Уссури …» - рапортовал императорскому двору Н.Н.Муравьёв с берегов Амура 11 июля 1858 года. Генерал–губернатору принадлежит и другая важная идея, связанная с освоением далёкого края. «Пусть в названиях станиц будет жить память о наших предках, радением своим и подвигом своим сделавших эту землю русской», - говорил Николай Николаевич. Таким образом, военный пост получил своё имя в память об амурских походах Ерофея Хабарова. Солдаты батальона под руководством капитана Я.В.Дьяченко строили казармы, дома для переселенцев, заготовляли дрова, разгружали суда, обустраивали станции Амурского почтового тракта, который был перенесен сюда из Якутска. Уже в 1858 году, благодаря удобному месту расположения, военное поселение стало центром почтовой связи. Через Хабаровку проходила вся корреспонденция, идущая из центра России, Сибири, а также «оказии» с пассажирами.

Встал вопрос о скорейшем заселении края не только военными, но и гражданским населением. С 1858 по 1860 годы на Амур было переселено более 3 тысяч человек, преимущественно из государственных крестьян Сибири. Ими были поставлены села Воронежское, Вятское, Троицкое, Пермское, Тамбовское и другие. Но до отмены крепостного права (19 февраля 1861 года) переселенческого движения как свободного и самостоятельного явления народной жизни в России не было. Оно осуществлялось «по вызову правительства».

С первых лет присоединения к России, – то есть на рубеже 50-х - 60-х годов XIX века, в Приамурском крае происходило становление системы образования. В казачьих станицах открывались первые школы грамоты, содержавшиеся на средства станичных правлений. Однако первые учебные заведения работали эпизодически, испытывая острую нехватку учителей, книг, бумаги. К концу XIX века ситуация в станицах Уссурийского казачьего войска стала иной. Здесь насчитывалось 25 школ, где 27 учителей обучали 700 учеников. Число грамотных казаков достигло к этому времени 55%. C началом интенсивного крестьянского заселения Приамурья стали открываться сельские школы разных типов: государственные (то есть находившиеся в ведении министерства народного просвещения), церковно-приходские, частные.

Реферат опубликован: 12/06/2008