Открытие и освоение Дальнего Востока

Страница: 8/14

К началу XX века в деле обеспечения школами крестьянское население условно можно разделить на две части. Старожилы, успевшие прочно обосноваться на дальневосточной земле, имели хорошие школы, размещавшиеся, как правило, в специально построенных домах. Так, в селе Троицком (Нижне-Тамбовского участка) одно-классная церковно-приходская школа существовала с 1870 года. В 1899 году были открыты школы в селах Николо-Александровке, Екатеринославке, Осиповке, Сергие-Михайловском (Хабаровский участок) и другие. Сложнее было новосёлам, только что затратившим большие средства на переезд и находившимся в заботах об устройстве хозяйства. Часть из них, успевшая на родине привыкнуть к необходимости школьного обучения, испытывала серьёзную озабоченность тем, что дети не могут продолжить учебу на новом месте.

Администрация края осознавала, что назначение школы на далёкой окраине страны заключалось в подготовке грамотных людей, которые способствовали экономическому и культурному развитию региона. Не менее важной задачей школы считалось воспитание граждан-патриотов России. В контактах с культурой стран Востока - Китаем, Кореей, Японией они должны были достойно представлять российскую культуру и просвещение. Совместные усилия местных властей и общественности в деле развития народного образования имели результаты. По данным переписи 1897 года, уровень грамотности в Приморской области был 24,7%, в Амурской -24,3%, то есть превышал показатели как в Европейской России (22,5%) так и в Сибири (11,5%).

В начале 80-х годов XIX века в связи с освоением дальневосточных земель, увеличением численности населения, развитием хозяйства, а также усилением экспансии западных держав на Тихоокеанском побережье Азии, правительство России признало необходимым укрепить аппарат управления на Востоке страны. Поэтому, 16 июня 1884 года было утверждено решение об образовании Приамурского генерал-губернаторства в составе Забайкальской и Приморской областей. До этого они замыкались на Восточно-Сибирское генерал-губернаторство и административно управлялись из Иркутска.

Первый приамурский генерал-губернатор А.Н.Корф местом своего пребывания выбрал Хабаровку, мотивируя это тем, что «главное местное управление должно находиться, по возможности, в географическом центре края» из-за огромных расстояний и трудностей сообщений в нём.

Н.Н.Муравьев-Амурский и его сподвижники, решавшие вопрос о воссоединении с Россией, понимали, что утверждению основ русской оседлой жизни в суровом крае во многом будут способствовать квалифицированные кадры. Где взять компетентных и честных людей, согласных ехать на далекую окраину. Выход был найден. Генерал-губернатор пригласил молодых людей в небольших чинах на должности чиновников особых поручений и адъютантов, и доверил им важные дела.

Система управления Дальним Востоком представляла военно-бюрократическую машину с максимальной централизацией по схеме военный губернатор – генерал-губернатор – центр в лице государя и министерств. В начале XX века в системе управления появилось ещё одно высшее звено – наместник императора, который контролировал деятельность губернаторов и генерал-губернаторов. Вершиной системы управления малонаселённой обширной окраиной с неразвитой торгово-промышленной жизнью и инфраструктурой был генерал-губернатор, располагавший канцелярией и штатом лиц, при ней состоявших. Согласно утвержденному 16 июня 1884 года положению, их насчитывалось 18 человек. В целом же чиновничий аппарат вместе со штатом чиновников Амурской и Приморской областей, острова Сахалин, составлял немногим более 100 человек.

С течением времени система управления регионами усложнялась, и соответственно увеличивался штат её работников. В течение восьми с лишним лет первый приамурский генерал-губернатор А.Н.Корф многое сделал для экономического и культурного развития края. Самой примечательной чертой его правления стала организация Съездов сведущих людей (в 1885, 1886, 1893 годах), на которые приглашались высшие чиновники, военные губернаторы областей, промышленники и купцы, наиболее авторитетные граждане. О тех, кто занимался трудным делом переселения, сказано, что «это люди, одушевленные самыми лучшими намерениями».

Реферат опубликован: 12/06/2008