Политическая система Франции

Страница: 14/25

Парламент представляет собой также выборный орган.

Национальное собрание избирается на 5 лет всеобщим, прямым голосованием по смешанной мажоритарной системе. Это означает, что в первом туре для избрания нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (от округа избирается один депутат). Если никто не получил большинства, то через неделю проводится второй тур. Для участия в нем допускаются кандидаты, набравшие в первом туре как минимум 12,5% голосов от числа избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов.

Сенат формируется, в основном, трехступенчатыми выборами. Сенаторы избираются на 9 лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на одну треть каждые три года. что приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на состав сената и не позволяет ему резко менять политический курс. Избирательная коллегия включает около 108 тыс. членов, из которых около 600 депутатов, более 3 тыс. региональных и генеральных советников и около 104 тыс. представителей муниципалитетов. Последние фактически и избирают Сенат Франции.

Выборы сенаторов проходят в главном городе департамента и проводятся по двум системам. Пропорциональная система применяется в департаментах, избирающих 5 и более членов палаты (их во Франции - 3), а число сенаторов от них - 69. В остальных департаментах применяется двухтуровая мажоритарная система.

Муниципальные советы избираются по разным системам в зависимости от численности населения коммуны. Обжалование результатов выборов подводится в отношении парламентариев - в Конституционный совет, а в отношении других членов представительных учреждений - в органы административной юстиции.

2.5. Референдум

Референдум - возможность, предоставленная избирателям принять участие в решении важнейших государственных вопросов. Во Франции на национальном и на местном уровне (в коммунах) в настоящее время референдум является единственным видом непосредственной демократии. Его часто называют плебисцитом.

На национальном уровне референдум, согласно Конституции, предусматривается трижды.

Так, статья 89 Конституции предусматривает проведение референдума для ратификации поправок к Конституции. Однако, по смыслу Конституции такой референдум должен проводиться только в случае, когда авторами поправок будут парламентарии. Если же проект пересмотра не имеет, исходит от Правительства, то выбор способа ратификации зависит от Президента.

Голосование на референдуме может проводиться по следующим вопросам: 1) организация государственных властей; 2) соглашение о Сообществе (этот пункт в связи с распадом Сообщества в настоящее время утратил силу); 3) уполномочие на ратификацию международного договора, который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов. Применение известной статьи 11 Конституции очерчено тремя условиями: 1) голосование может проводиться по предложению Правительства или по совместному предложению палат Парламента, а не по инициативе Президента Республики; 2) если референдум проводится по предложению Правительства, то оно должно быть сделано во время сессии Парламента; 5) если проект принят на референдуме, то он должен быть промульгирован в 15-дневный срок. Установленный Конституцией 1958 г. правовой порядок исключил какой-либо контроль за действиями Президента. Конституционная реформа, проведенная в августе 1995 г. изменила некоторые положения статьи 11 Конституции. Была расширена сфера применения референдума, вынесен вопрос о реформах в экономической и социальной политике, которого раньше не было. Таким образом, возможность передавать на референдум вопросы экономической и социальной политики исключила из круга полномочий Парламента способность разрешать эти вопросы большинством голосов на его заседаниях.

Реферат опубликован: 19/01/2008