Права человека: международные правовые пакты и Кыргызское законодательство

Страница: 6/38

В соответствии с Международной конвенцией ООН о гражданских и политических правах создан наблюдательный комитет в составе независимых экспертов – комитет по правам человека, главной задачей которого является изучение периодических отчетов, предоставляемых государствами. В рамках международных договоров по правам человека созданы аналогичные комитеты по расовой дискриминации, правам женщин, применению пыток и правам ребенка.

Несмотря на то, что вопросы, поднимаемые комитетом при рассмотрении отчетов, зачастую подкреплены необходимой информацией и носят глубокий характер, представитель продавший такой отчет государства не обязан отвечать на любой вопрос, не говоря уже о предоставлении удовлетворительного ответа. Многие отчеты содержат немногим более, чем просто выдержки из законов и конституции, либо явно уклончивые заявления о соблюдении прав человека. И каково бы ни было качество ответа, после его изучения процесс контроля обычно завершается до момента представления следующего отчета.

Существуют механизмы отчетности, очевидно, не могут заставить не послушные государства изменить свою практику. Однако они могут создать для государств дополнительные стимулы к улучшению или закреплению своей репутации с точки зрения соблюдения прав человека. Процесс подготовки отчета требует изучения национального законодательства и практики, в ходе которого могут быть обнаружены области, в которых необходимы или возможны улучшения. Он также служит своего рода конкретным периодическим напоминанием государственным чиновникам об их международных правовых обязательствах.

Поскольку источником прохождения отчетов о соблюдении прав человека является правительство отчитывающейся страны, эти отчеты могут являться последними комментариями по всем механизмам международного контроля. Еще одной положительной стороной систем отчетности является то, что они позволяют обсуждать проблемы соблюдения прав человека до того, как они станут очень серьезными. Но государственный комитет за этими механизмами делает этот вид надзора наиболее уязвимым перед всяческими уловками, отговорками и злоупотреблениями.

Комитет по правам человека может также рассматривать «сообщения» (жалобы) отдельных граждан государств, подписавших (первый) дополнительный протокол к конвенции. Хотя решения, принимаемые Комитетом по правам человека, не являются обязательными для выполнения, ряд государств уже принял по ним соответствующие меры. Например, Канада пересмотрела свое законодательство в отношении прав индейцев, проживающих за пределами своих племенных земель; Маврикий внес изменения в свое законодательство, касающееся прав женщин, а Нидерландцы поменяли существовавшее прежде в этой стране дискриминационное законодательство о социальном обеспечении. Аналогичными полномочиями обладают и экспертные комитеты по расовой дискриминации и применению пыток.

В Совете Европы действует еще более сильный механизм рассмотрения жалоб граждан. Решения Европейской комиссии по правам человека хотя и формально не являются обязательными для исполнения, обычно принимаются всеми государствами. А Европейский суд по правам человека вынес юридически обязательное к исполнению решения по результатам рассмотрения свыше 150 дел о нарушении прав человека, затрагивающих самые различные сферы, включая такие «тонкие» вопросы, как чрезвычайные ситуации общественной значимости. В мировом масштабе это пока единственный пример значительной передачи полномочий по обеспечению прав человека государствами наднациональному политическому сообществу. К сожалению, в Северной и Южной Америке и Африке региональные механизмы рассмотрения сообщений отдельных граждан и принятия по ним необходимых мер работают не столь успешно, а в Азии и в арабском мире вообще нет региональных комиссий по правам человека.

Единственной привлекательной стороной практики рассмотрения отдельных случаев нарушения прав человека является то, что их конкретное содержание и специфика затрудняют для государств-виновников уклонение от ответственности. Во избежание нежелательной огласки государство может выпустить на волю политических заключенных или предоставить компенсацию отдельные жертвы нарушений прав человека, не способны охватить более широкие картины и более глубокие структурные силы.

Реферат опубликован: 10/04/2007