Формирование государственного строя США

Страница: 7/15

4. “Статьи конфедерации”

На начальных этапах революции, когда в США возобладало убеждение в том, что они будут существовать как объединения 13 суверенных политических обществ, демократы уделили первостепенное внимание конституциям штатов. В период войны за независимость в острой борьбе между противниками и сторонниками прав штатов победа оказалась на стороне децентралистов: договорное соглашение между 13 провинциями, известное под названием “Статьи конфедерации” 1781 года закрепляло суверенитет штатов во всех важных сферах экономической, социальной и политической жизни.

Отношение идеологов демократических сил к центральной политической власти в США неоднозначно. Пейн, Франклин, Раш, Джефферсон - сторонники сильного централизованного государства. Р.Г.Ли и Дж.Мейсон - антифедералисты.

После войны за независимость Джефферсон оказывается среди сторонников “широкого” толкования “Статей конфедерации”, означающего поиски “подразумеваемых прав” континентального конгресса.

Что касается центральной власти, то была выработана общеамериканская конституция “Статьи конфедерации”, которая вступила в силу в 1781 году, после того, как была ратифицирована всеми штатами. Если говорить об общей оценке “Статей конфедерации”, то они не содержат правовых гарантий, не предоставляют центральной власти, то есть конгрессу сколько-нибудь серьезных полномочий для проведения реформ, не дают рычагов для действенного управления страной.

В условиях военного времени жизненно необходимыми были мобилизация материальных и людских ресурсов для успешной борьбы с вражеской армией. Для центральной власти - конгресса, на долю которого выпало решение этого вопроса, он оказался слишком сложным. Средства и методы, к которым конгресс прибег в своей экономической и финансовой политике, были во многих отношениях показательными для состояния и характера государственной власти США периода войны за независимость. В самом начале войны рыночная конъюнктура в бывших английских колониях сложилась благоприятно, и вплоть до осени 1776 года продолжался экономический подъем в результате увеличения спроса на целый ряд товаров, в которых нуждалась армия. Однако впоследствии положение стало меняться. Зима 1776-78 гг. принесла серьезные трудности, послужив поворотным пунктом в экономическом положении американской республики.

Новое государство испытывало острую нехватку в средствах, которые, в числе прочего, были необходимы были и на содержание самого конгресса и других органов центральной власти, образованных при нем. Самые крупные расходы были вызваны необходимостью покупки оружия, военного снаряжения и продовольствия, а также уплаты жалованья солдатам и офицерам.

Чтобы получить необходимые средства, конгресс прибег к массовому выпуску бумажных денег. Прежняя денежная единица - английские фунты стерлингов - была отвергнута. Решено было выпускать собственные деньги - доллары, стоимость которых приравнивалась к испанскому доллару. Чтобы поднять значение бумажных денег, конгресс принял постановление о том, что они обязательно должны приниматься при любых платежах, включая уплату налогов в штатах. Также были взяты займы за границей - 3 миллиона долларов в твердой валюте, которые пошли на закупку вооружения и амуниции.

Вопрос о финансовой политике конгресса был одной из причин острых политических разногласий между левым и правым крылом освободительного движения.

В результате постоянной борьбы в конгрессе по вопросу о финансово-экономической политике, отражавшей противоречия между различными социальными группами США, создалась тупиковая ситуация.

Сторонники сильной центральной власти были за реформу финансового ведомства США, добившись назначения на пост его руководителя представителя крупного филадельфийского купечества Роберта Морриса, одного из лидеров консервативной группировки в конгрессе.

Реферат опубликован: 11/07/2009