История экономических учений

Страница: 1/17

ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПЕРИОДЫ

Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, развития, смены экономических идей и концепций, представлений в теориях отдельных экономистов, течениях и направлениях развития экономической мысли. Еще до нашей эры Ксенофонт ввел понятие «экономика» – правила ведения домашнего хозяйства. Аристотель ввел понятие «хрематистика» -- правила хозяйственной жизни, направленные на удовлетворение потребностей людей, в отличие от «экономики». Изменилась и исследовательская парадигма. От физиократов и А. Смита до монетаристов господствовала равновесная парадигма экономической теории, согласно которой типичное состояние экономики – равновесное, отклонение от которой случайны и постепенно исчезают. Но позднее возникла неравновесная парадигма:

- в одной из них (Кейнс) основное значение имеет не равновесие, а приспособление к равновесию,

- вторая утверждает, что типичным является не равновесие и даже не приспособление к равновесию, а бесконечная эволюция экономики (в простейшем виде – переход от одного равновесия к другому, а в сложном – многовариантность развития)

В истории экономических учений приходится иметь дело в разные времена с разной экономической реальностью и поэтому, оценить верность различных экономических учений трудно. Законы экономического поведения изменяются во времени, поэтому более поздние теории не могут быть просто улучшением старых, но возможно использование отдельных усовершенствованных фрагментов. Кроме классической парадигмы экономической науки, доминировавшей во втором периоде, существовала и развивалась социалистическая социально-экономическая доктрина. /Один из первых рационально обосновал социалистические идеи Платон. Рассуждения Платона часто называют социалистическими, т.к. он считал, что правители и воины не должны иметь частной собственности, чтобы ничего не отвлекало их от обязанностей и забот о благе общества, крестьяне и ремесленники могут быть собственниками, все имущество которых учтено, и, излишек отбирается государством. Дальнейшее развитие социалистических идей пошло по пути отмены частной собственности для всех, полной заменой ее общественной собственностью./ К. Маркс попытался синтезировать оба направления в единое целое.

Методология экономических исследований в основном заключена в статистическо-временном анализе и историко-модельном подходе. Эксперименты, как правило, в экономической науке не применимы.

Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа:

1. Экономическое учение дорыночной эпохи. Этот период включает экономические учения Древнего мира и средневековья. В это время экономическое мысли выражали философы и религиозные деятели. Уровень систематизации знаний не обеспечивал достаточных предпосылок для выделения экономической теории в отдельную науку. Первая школа экономической науки – меркантилизм. Источником богатства меркантилисты считали торговлю. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом.

2. Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века. Появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве. В этот период сформировалась классическая экономическая наука, начало которой было положено трудами Смита, а завершено трудами Милля. В экономической теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Основные постулаты классической экономической науки: человек рассматривается только как «экономический человек», у которого есть лишь стремление к собственной выгоде; все равны как перед законом; каждый экономический субъект полностью осведомлен о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом рынке; рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов (труд и капитал могут свободно перемещаться); эластичность численности рабочих по заработной плате меньше единицы, т.е. увеличение зарплаты, ведет к увеличению численности рабочей силы и наоборот; единственная цель капитала – получение максимальной прибыли; заработная плата определяется только спросом и предложением на рынке труда; увеличение богатства происходит через накопление капитала.

3. Период развития учения о регулировании рыночной экономикис 30-х гг. 20 века. Принцип экономического либерализма обнаружил свою несостоятельность. Появилась антимонопольная концепция и идеи социального контроля общества над экономикой (кейнсианство, неокейнсианство). Кейнс доказал необходимость гос. регулирования эк-ки. Опирался на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва не может быть равновесной при полной занятости, т.к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Альтернативное направление —Неолиберализм - направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сто­ронники которого отстаивают принцип саморегулирова­ния, свободного от излишней регламентации. Неолибера­лы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; Во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия не соблюдаются. В середине 50-х гг. возникла неолиберальная школа — монетаризм — экономичес­кая теория, приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры и устанавли­вающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. Лидер монетаризм профессор Чикагского университета М. Фридман выступил с опровержением идей Дж. М. Кейн­са и попытался доказать, что рыночному хозяйству прису­ща особая устойчивость, делающая ненужным вмешатель­ство государства в хозяйственный процесс. Монетаристские теории интенсивно развиваются. В центре их внимания - антикризисные мероприятия: стимулирование экономи­ческой активности с использованием финансово-кредитной системы, денежного обращения, инфляций для повышения спроса и подстегивания производства

Реферат опубликован: 30/03/2010