Кейнсианские и неокейнсианские теории экономических циклов

Страница: 6/7

Единоличное увеличение цен какой-нибудь отдельно фирмой будет означать повышение относительных цен на продукцию этой фирмы, что приведет ее к потере клиентов. (Если бы этот процесс происходил синхронно, все фирмы могли бы поднять цены одновременно, оставляя относительные цены без изменений.) Общий уровень цен повышается медленно в результате небольшого ступенчатого роста цен. Повышение цен происходит постепенно, так как ни одна фирма не желает первой объявлять о значительном повышении цен.

Это запаздывание проявляется и в определении заработной платы. Рассмотрим, к примеру, как отражается на экономике сокращение предложения денег, ведущее к снижению совокупного спроса, что, в свою очередь, требует пропорционального снижения номинальной заработной платы для поддержания полной занятости. Каждый рабочий может быть готов пойти на снижение своей номинальной заработной платы при условии пропорционального снижения заработной платы остальных рабочих. Но ни один рабочий не желает первым попасть под это сокращение, которое означает пусть временное, но снижение его относительной заработной платы. Поскольку определение величины заработной платы растянуто во времени, нежелание каждого конкретного рабочего первым идти на снижение своей заработной платы обусловливает то, что общий уровень заработной платы медленно реагирует на изменение совокупного спроса. Другими словами, ступенчатость установления индивидуальных заработных плат является причиной негибкости общего уровня заработной платы в экономике.

Недостатки: На практике совершенная конкуренция – достаточно редкое явление. Товары часто дифференцированы, вследствие чего цены на них установлены разные. Поэтому эффект от повышения цен должен быть менее заметен, чем здесь утверждается.

Эта теория не объясняет вязкость цен в случае снижения спроса. Тогда цены необходимо снизить и тот, кто сделает это первый, получит наибольшую прибыль. А снижение цен на этот товар приведет к росту спроса на него и падению спроса на остальные товары, что снова вызовет снижение цен. Это означает, что должна существовать тенденция к снижению цен, чего на практике, к сожалению, нет.

3.8 Мои соображения (теория локальных рынков)

Каждая фирма производит закупки комплектующих, материалов и оборудования в течение длительного срока. После увеличения спроса на уголь через неделю произойдет рост цен на него (не биржевых, а цен добывающей промышленности). Еще через некоторое время это повысит цены на сталь, потом на комплектующие и т.д. Этот срок может, по моим подсчетам, составлять до полугода в случае сельскохозяйственных предприятий.

Дело в том, что при назначении цен на товар фирмы не руководствуются общим уровнем цен, инфляцией, безработицей или спросом на остальные товары. Имеют значение только спрос на товар фирмы, цены на комплектующие, цены у конкурентов. То есть ценообразование происходит на локальных рынках, а передача информации между ними происходит с помощью материальных ценовых носителей – товаров (в случае межтоварных рынков) или денег (в случае межрегиональных рынков или рынков товаров-заместителей), которые двигаются с не очень большой скоростью, особенно товары.

Скорость передачи ценовой информации бесспорно зависит от конкретных условий в экономике.

3.9 Мои соображения (теория излишка капитала)

Цены на рынках меняются при значительном изменении запасов. То есть, грубо говоря, до тех пор, пока запасы не кончатся, фирмы не начнут повышать цены, а до тех пор, пока не забьются склады, фирмы цены не начнут снижать. Это позволяет какой-нибудь фирме, получившей (от государства) в оплату услуг сколько-то свеженапечатанных денег увеличить производство. И вот как: на рынке материалов для этой фирмы у продавцов есть запасы, которые могут быть куплены. Продавцы после этого могут либо повысить цены, либо увеличить выпуск за счет запаса материалов у своих поставщиков. Остановится этот процесс лишь через месяц-другой. Все это возможно за счет полного использования производственных мощностей (в США они используются в среднем на 70-90%) в коротком периоде.

Почему обычно выгодно не полностью использовать производственные мощности? Мне кажется, причина вот в чем: цены все время повышаются и понижаются. И получается так, что издержки содержания лишнего капитала покрываются прибылью от его использования в периоды высоких цен. Очевидно, что из соображений непрерывности определенный излишек капитала выгоден. А практика показывает, что 10-30 процентный.

Реферат опубликован: 8/07/2008