Политическая экономия труда

Страница: 11/12

Широкое применение для построения экономических моделей эта концепция получила лишь в 70-с гг. Вследст­вие использования методологических принципов класси­ческой экономики теория рациональных ожиданий полу­чила также название «новая классическая экономика» (не путать с неоклассической теорией).

Одна из центральных идей неоклассиков состоит в том, что экономические агенты, используя имеющуюся инфор­мацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать эко- номические процессы и принимать оптимальные решения. На основе доступной информации экономические агенты принимают решения о текущем и перспективном потреб­лении, исходя из прогнозов относительно будущего уровня цен на предметы потребления. При этом потребители стремятся к максимизации полезности.

Другим основным положением теории рациональных ожиданий является идея о том, что рынки товаров и факторов производства являются высококонкурентными и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Масштабы предложения и равновесные цены быстро приспосабливаются к изменени­ям в технологии производства, рыночным потрясениям и переменам в экономической политике государства. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и пред­приниматели принимают адекватные экономические ре­шения и в результате цены на товары и ресурсы изменяют­ся.

Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет ре­зультаты дискретной стабилизационной политики. Напри­мер, в целях стимулирования производства и увеличения занятости центральное кредитно-денежное учреждение проводит политику дешевых денег, чреватую инфляцией. В ответ основные экономические агенты предпринимают антиинфляционные меры: рабочие требуют повышения заработной платы, предприниматели повышают цены на товары и услуги, кредиторы увеличивают процентную став­ку. В результате увеличение совокупных расходов, стиму­лируемое политикой дешевых денег, поглощается ростом цен и заработной платы, а реальный объем производства и занятости не расширяется. Таким образом, рациональное поведение потребителей, предпринимателей и собственни­ков факторов производства сводит к нулю эффективность дискретной стабилизационной политики.

Однако экономические агенты могут принимать и не­верные решения из-за неадекватной оценки имеющейся информации. Например, производители могут восприни­мать общий рост цен за рост спроса на конкретный товар и увеличить предложение товара. Поскольку эта ошибка принимает повсеместный характер, через какой-то период времени совокупное предложение оказывается выше сово­купного спроса. По мере того как это становится очевид­ным фактом, производство начинает сокращаться.

Неверная оценка ситуации экономическими агентами имеет место, по мнению неоклассиков, в том случае, когда правительством принимаются неожиданные решения, вли­яющие на переменные, участвующие в определении объема совокупного спроса и предложения. Поэтому правительства должны отказаться от конъюнктурной антициклической политики. Такая политика не в состоянии обеспечить дли­тельное равновесие в экономике. Это достигается путем принятия оптимальных решений хозяйствующими субъек­тами, при условии стабильных законов, регламентирующих хозяйственную жизнь.

Не отрицая необходимости участия государства в эконо­мических процессах, сторонники концепции рациональ­ных ожиданий считают неэффективной любую экономи­ческую политику как кейнсианскую, так и монетаристскую. Поэтому для обеспечения общего равновесия первоначально необходимо изменить способ политическо­го мышления.

Неэффективность кейнсианской политики и в меньшей степени монетаристской, заключается в ее нестабильности, непредсказуемости факторов, определяющих принятие ре­шений экономическими агентами. Сторонники концепции рациональных ожиданий выступают за создание стабильных правил, в соответствии с которыми могли бы принимать решения и правительства, и экономические агенты. Это обеспечит предсказуемость действий правительства и пра­вильную оценку информации производителями и потреби­телями в рыночном хозяйстве.

Среди подобных правил, например, предлагается при­нять закон, в соответствии с которым принимаемые пра­вительством решения в области денежной и фискальной политики должны вступать в действие только через два года после их принятия. Это позволило бы предотвратить при­нятие конъюнктурных, неожиданных для экономических агентов решений, диктуемых в том числе политическими мотивами, например, тактикой предвыборной борьбы. Вместо решения сиюминутных проблем правительства должны сосредоточить внимание на долгосрочной эконо­мической политике, структурных условиях общего эконо­мического равновесия.

Реферат опубликован: 19/08/2009