Дорожно-транспортное происшествие

Страница: 3/8

След торможения.

Образуется вследствие замедляющего трения колеса противодействующее поступательному движению транспортного средства, и тем эффективнее, чем сильнее сцепление протектора шины с грунтом. Соотношение участка качения колеса и участка поступательного движения транспортного средства в одну и ту же единицу времени обозначается как <проскальзывание> и указывается в процентах. Тормозное действие проявляется только в том случае, если проскальзывание больше нуля. Тормозное действие достигает своей максимальной эффективности приблизительно при 20% проскальзывания, затем при 100% вновь снижается (блокировка колес), но ни в коем случае не становиться равным нулю.

Поперечные элементы рисунка протектора противодействуют поступательному движению транспортного средства. Поэтому их отображения оказываются втянутыми в направлении его движения.

След блокированных колес.

Речь идет о следе, образующемся в результате истирания шины неподвижного колеса продолжающего движение транспортного средства. Этот след затемнен на поверхности проезжей части дороги как темная полоса, идущая в направлении движения. Продольные канавки рисунка протектора различить в ней можно, структуру же отображений поперечных элементов рисунка - нельзя.

След поперечного движения (дрейф).

След поперечного смещения возникает в результате сопротивления элементов рисунка протектора центробежной силе, действующей на транспортное средство при прохождении поворота. При незаторможенном колесе его легко распознать по поперечным полосам в дугообразном отпечатке. Если колеса затормаживаются одновременно, то на поперечные полосы накладывается более или менее четко выраженные косые линии. Смещение транспортного средства в поперечном направлении попадает под понятие контролируемой езды.

След заноса.

След заноса возникает при полностью неконтролируемом движении транспортного средства, когда превышен предел сцепления шин с грунтом. Динамика движения и положение транспортного средства по отношению к направлению поступательного движения могут быть произвольными. Чаще всего эти следы располагаются дугообразно, причем расстояние между следами отдельных шин и их морфология могут многократно варьировать, если положение транспортного средства во время заноса меняется.

Фиксация следов шин.

Прежде всего следует максимально точно измерить общую длину имеющихся следов шин и расстояние между ними, так как специалист на основании полученных данных может сделать важные выводы о динамике движения как до, так и во время происшествия. Прямолинейные следы измерить несложно. При дугообразных следах, в частности прерывистых следах заноса, определить отдельные радиусы значительно труднее. В этих случаях рекомендуется применять способ секущих или хорд.

На чертеже-схеме места происшествия необходимо указать, была ли учтена при измерениях база транспортного средства и, по возможности, какому колесу принадлежит тот или иной след.

Аналитические исследования следов шин.

Нередко реконструкция конечного положения транспортных средств или морфологические признаки следов шин, обнаруженных на месте происшествия, не позволяют однозначно установить их принадлежность. Тогда эксперту-химику ставят вопрос, возможно ли идентифицировать шины с помощью аналитических исследований.

Следы шин состоят частично из сдвинутого щебеночного покрытия или асфальтовых компонентов, частично из отделившихся в результате истирания шин частиц резины, а также из дорожной грязи, собранной вследствие непрерывного проскальзывания протектора по поверхности дороги. Таким образом, в обеих существенных составных частях следа шины - органической и еще более отчетливее в неорганической - мы имеем дело с веществом пробы, образованным чисто случайно, поскольку его основными компонентами являются асфальт и дорожная грязь. В противоположность этому признаки материала шин различных модификаций и различных изготовителей обладают невысокой дифференцируемой способностью, и выявить ее на общем фоне загрязнений теоретически невозможно.

В заключении можно констатировать, что при помощи химического анализа органических и неорганических компонентов следа невозможно определить типовую принадлежность шин. Еще менее вероятной представляется их идентификация. Тем не менее методом пиролитической газовой хроматографии можно дифференцировать различные типы шин при условии достаточного количества следообразующего материала.

Осмотр транспортных средств, участвовавших ДТП, позволяет установить:

а) тип и вид транспорта;

б) отличительные признаки транспорта;

в) принадлежность транспорта;

г) внешнее состояние транспорта;

д) признаки участия транспорта в ДТП;

е) состояние элементов управления;

ж) техническое состояние транспорта;

з) индивидуальные признаки водителя;

Реферат опубликован: 10/08/2009