Дорожно-транспортное происшествие

Страница: 4/8

и) иные данные.

Исследование частиц лакокрасочного покрытия и осколков стекла.

Относительно большая энергия, с которой транспортные средства сталкиваются друг с другом или с живым организмами, является причиной деформации поверхности транспортных средств, которая влечет за собой растрескивание, отслаивание и отделение фрагментов стекла и лакокрасочного покрытия. Отколовшиеся частички могут быть обнаружены на месте ДТП. Специфическое сочетание органических и неорганических компонентов и структура этих материалов, а у лакокрасочного покрытия к тому же индивидуальное сочетание слоев делает следы в виде частиц краски и стекла по отдельности или в совокупности важными идентификационными объектами. Как показали исследования, существует возможность по положению этих частиц и установленной скорости транспортного средства определить место столкновения.

С точки зрения естественнонаучной криминалистики лакокрасочные покрытия

характеризуются:

1. Набором слоев и неповторимым сочетанием их окраски;

2. Составом неорганических компонентов слоев;

3. Составом органических компонентов слоев.

Эти свойства позволяют отличить один образец покрытия от другого и поэтому должны тщательно исследоваться. Набор слоев и их окраска изучаются по небольшим частицам с помощью стереомикроскопа. Сравнительный материал необходимо исследовать при максимально тех же условиях освещения, что и

изъятую пробу, так как субъективное цветовое восприятие объекта во многом зависит от его освещения.

Информацию о составе органических компонентов лакокрасочного покрытия можно получить путем их исследования методом пиролитической газовой хроматографии с последующей идентификацией продуктов пиролиза методом масс-спектрометрии.

Следует отметить, что при практически одинаковом цветовом ощущении окраски декоративного слоя состав его неорганических компонентов может значительно варьировать.

Исследование осколков стекла.

В рамках события ДТП нередко имеет место повреждение остекленных частей транспортного средства. При этом чаще всего разбивается лобовое стекло и, как правило, рассеиватели фар. Для целей идентификации используются следующие признаки:

1. Выштампованные обозначения (маркировка);

2. Коэффициент преломления;

3. Состав неорганических элементов.

К выштампованным обозначениям относятся национальные и международные знаки технического контроля, рельефные фирменные знаки или кодовые имена предприятий-изготовителей. Эти морфологические характеристики, дополненные оптическими элементами на поверхности стекла, в большинстве случаев позволяют установить тип транспортного средства.

Коэффициент преломления характеризует такое физическое свойство среды, как прозрачность. Для исследования осколков стекла на предмет установления коэффициента преломления можно рекомендовать метод Бекке.

Из различных видов автомобильного стекла приходиться иметь дело почти исключительно с натриевым силикатным стеклом. Несмотря на относительную однородность химического состава и массовость производства, в содержании неорганических микроэлементов исследуемых объектов имеются существенные аналитическо-химические различия, обусловленные составом использованного сырья и различными обесцвечивающими добавками.

Фиксация и интерпретация дефектов транспортного средства.

При осмотре места происшествия большое значение имеет фотографическая фиксация участвовавших в нем транспортных средств, а по возможности и положения, в котором они найдены, так как ликвидация последствий аварии может привести к существенному изменению первоначальных дефектов или к появлению новых.

По дефектам, возникшим на транспортном средстве в момент первичного

столкновения, практически невозможно сделать вывод в отношении скорости его движения непосредственно перед аварией, поскольку степень выраженности повреждений зависит не только от указанного обстоятельства, но и от формы прочности частей кузова, входящих в соприкосновение с другим объектом, а так же от скорости, направления передвижения и массы тела этого объекта. Если имеет место столкновение между автомобилем и пешеходом, то все же попытка определить в числовых величинах скорость движения автомобиля перед столкновением по обстоятельствам возникновения и расположению повреждений на его передней части может дать положительные результаты. При этом имеют значение, с одной стороны, форма передней части транспортного средства и, с другой стороны, рост и вес потерпевшего.

Если необходимо проверить вероятность участия автомобиля в столкновении нескольких транспортных средств, то в большинстве случаев целесообразно установить, совпадают ли имеющиеся на них деформации между собой.

Необходимо различать старые и новые повреждения. Особое значение придается выявлению неисправностей, которые могли послужить причиной аварии или возникших повреждений.

Реферат опубликован: 10/08/2009