Криминалистическая характеристика и особенности расследования легализации денежных средств или иного имущества, добытого заведомо преступным путем

Страница: 6/10

караються штрафом від п'ятисот до трьох тисяч неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або обмеженням волі на строк від трьох до п'яти років, або позбавленням волі на строк до трьох років, з конфіскацією грошових коштів та іншого майна, здобутих завідомо злочинним шляхом.

2. Ті самі дії, вчинені повторно або за попередньою змовою групою осіб, -

караються позбавленням волі на строк від п'яти до дванадцяти років з конфіскацією грошових коштів та іншого майна, здобутих завідомо злочинним шляхом, та з конфіскацією майна.

Как видно, состав преступления, описанный в ст.209 УК, предполагает совершение первичного (основного) преступления, то есть такого, которое является источником легализуемых доходов.

Украина также приняла новые Законы “О банках и банковской деятельности”(от 7 декабря 2000г.) и “О финансовых услугах и регулировании рынка финансовых услуг”(введен в действие 12 июля 2001г.),которые содержат важные положения о борьбе с отмыванием денег. В Законе “О банках и банковской деятельности” есть отдельный раздел о предотвращении легализации доходов, добытых преступным путем (ст.63-65). Он содержит определение легализации денег через банковскую систему, устанавливает обязанность банков об идентификации своих клиентов и информировании соответствующих правоохранительных органов о подозрительных операциях. Конечно, на практике банки и другие комерческие структуры, не просто не информируют МВД, СБУ и другие правоохранительные органы о таких операциях, а и даже на запросы этих органов о предоставлении информации не предоставляют ее, тем самым затягивая досудебное следствие и мешая получению достоверной информации в необходимый срок. Закон “О финансовых услугах и регулировании рынка финансовых услуг” также содержит положения о противодействии отмыванию денег (ст.18) через небанковские финансовые учреждения. Кроме того, предусмотрена ответственность работников таких учреждений за неинформирование правоохранительных органов о подозрительных операциях. Соответствующая реализация этих законов важна для обеспечения еффективной борьбы с отмыванием денег.

В 1995 г. Украина присоединилась к Конвенции Совета Европы об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем (Страсбург, 08.11.90) (ратифицирована Законом Украины от 17 декабря 1997 года). Конвенция закрепляет основные положения международного сотрудничества в борьбе с отмыванием преступных доходов, помощи в проведении расследования, принятия прелимитарных (предварительных) мер (замораживание или наложение ареста на имущество с целью пресечения любого использования, передачи или распоряжения собственностью, которая впоследствии может быть предметом ходатайства о конфискации или которая может соответствовать требованиям ходатайства), процедуры их выполнения, конфискации преступных доходов.

Кроме этого, в Украине действует постановление Кабинета Министров Украины и Национального Банка Украины «О сорока рекомендациях группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF)» от 28 августа 2001 г. №1124, которое обязывает органы исполнительной власти, банковские и иные финансовые учреждения руководствоваться в своей деятельности предложенными рекомендациями.

4.

В Украине сегодня отсутствует достаточный опыт борьбы с данным видом преступной деятельности. Практика правоохранительных и судебных органов свидетельствует о достаточно низких показателях относительно возбужденных и рассмотренных судами уголовных дел по ст.209 УКУ. Способствует такой статистике целый ряд неблагоприятных причин.

Во-первых, легализация – это новый вид преступления для Украины, поэтому не сложилась необходимая практика правоприменительной деятельности, отсутствует надлежащий опыт у оперативно-розыскных работников и следователей, относящийся к выявлению, раскрытию, расследованию и профилактике данного вида преступной деятельности.

Во-вторых, существуют определенные сложности процесса доказывания противоправной деятельности, собирания доказательств.

В-третьих, криминальный опыт все более совершенствуется, приспосабливается к новым условиям. В этом плане И.А.Николайчук справедливо указывает, что преступники изыскивают все новые средства и методы легализации доходов, адаптируясь к применяемым контрмерам. Деятельность по легализации денежных доходов стала более профессиональной: появилась своего рода «гильдия» специалистов в области легализации преступных доходов, состоящая из профессиональных банкиров, бухгалтеров, юристов, не связанных с криминальным миром, но выполняющим за определенные вознаграждения функции по сокрытию источников доходов и последующего вложения их в легальный бизнес.

В-четвертых, процесс легализации приобрел черты интернационализации, которая обусловлена интеграцией финансовых рынков и стремлением преступников избежать выявления своей незаконной деятельности за счет концентрации ее в странах, где финансовый контроль отсутствует либо ослаблен за счет несовершенства законодательной базы.

Реферат опубликован: 25/05/2006