Анализ картины Олимпия Э.Мане

Страница: 5/11

Занятия живописью профессионально начинаются в январе 1850 года, когда отец Эдуара Мане нанимает для сына лучшего в то время живописца - Тома Кутюра. По словам Э. Золя, Мане ''поступил учеником в мастерскую …и провел в ней около шести лет, связанный наставлениями и советами, погрязая в посредственности…''

Мастерская Тома Кутюра представляла собой официальную школу живописи, Кутюр представлял традиции академизма, обращение к мифологическим и аллегорическим сюжетам.

Академизм - сложившееся в 16-19 вв. направление, основанное на следовании внешним формам классического искусства. Академизм противопоставлял современной действительности вневременные и вненациональные формы красоты, идеализированные образы, далекие от реальности сюжеты.

Художник ежедневно посещает Лувр, где делает первые наброски. Они были сосредоточены на произведениях великих мастеров: Андреа дель Сарто («Мадонна дель Сакко») 1857 г., Тициана («Венера Урбинская», «Мадонна с кроликом», «Юпитер и Антиопа») 1856 г., Делакруа («Ладья Данте») 1858 г., Филиппо Липпи («Голова молодого человека»). Тщательное копирование мастеров позволяет нам судить о знании художником объект-языка, овладении им.

Мастерскую Кутюра Э. Мане покидает в 1856 году.

Итак, для подготовительного этапа характерно:

1. Освоение объект-языка, тщательное копирование произведений мастеров прошлого

2. Неприятие академизма, «условных» поз и жестов, мифологических сюжетов

3. Тяготение к «реалистическим» сюжетам и трактовке

4. Устойчивый интерес к испанским художникам: Гойе, Веласкесу, Мурильо, Зурбарану.

Первый этап творчества 1856 – 1861

Этот этап ознаменован уходом из мастерской Кутюра и появлением первых самостоятельных работ. Он пишет «Мальчика с вишнями» (1858), «Любителя абсента» (1859) и «Портрет родителей» (1860)

В ранних работах Мане практически не отходит от принятых канонов живописи. Его первые самостоятельные работы находят положительные отклики у публики.

Только «Любитель абсента», написанный по правилам живописной техники Кутюра, вызвал категорическое неприятие своим сюжетом:

на холсте изображен не мифологический герой, а обыкновенный бродяга-люмпен, любящий выпить. Тем более, классицистическая манера тоже искажена: полотно темное и монохромное, что салонным жюри не принимается.

В 1861 – 62 гг. художник пишет «Музыку в Тюильри». Эту картину можно считать этапной по находкам, которые сделал художник.

Это первая многофигурная работа, где художник обращается к теме современного города, к развлечениям парижан. Новизна, открытие Э. Мане в том, что он организовал полотно не с помощью общепринятых графических приемов и светотеневой моделировки, а посредством словно расплывающихся силуэтов и пятен. Также художник отказывается от пространственных качеств формы.

На идейном уровне работу можно трактовать как поиск и жажду признания. Его сдержанные родители дают ему достойное порядочного буржуа воспитание. Мане никогда не ввязывается в споры, не участвует в посиделках в дешевых кабачках. Художник всегда работает в мастерской, наедине с самим собой. Однако, жажда быть известным в порядочном обществе, пользоваться успехом, не покидает его.

Он пишет разрозненную толпу в саду Тюильри. Сад Тюильри - основное место, где проводят время светские жители Парижа. Расположенный недалеко от императорского дворца, он привлекает горожан. Здесь дважды в неделю проводят концерты, которые собирают вокруг музыкального павильона весь Париж.

Некоторые персонажи работы смотрят на художника, и все же он - не среди них, хотя это является его мечтой.

Итак, для первого этапа характерно:

1. первые самостоятельные работы – еще следование правилам живописи мастерской Кутюра, однако уже здесь заметна особенность Мане – моделей для своей работы он берет из жизни («Любитель абсента», «Музыка в Тюильри».)

2. ориентация на мастеров прошлого

3. приверженность к темным тонам,

4. изображение современных жителей Парижа

5. нововведение Мане – организация полотна «Музыки в Тюильри» посредством пятен и силуэтов,

6. акцентирование отсутствия пространственной глубины, перспективы.

Второй этап творчества - 1862 год. Его можно назвать «испанским».

Это время, когда создано довольно много рисунков и картин на испанскую тематику.

Реферат опубликован: 27/02/2010