Ансамбль древнего Казанского Кремля

Страница: 5/9

Казанский зиккурат, возведенный последней татар­ской царицей, занимает особое положение среди дру­гих однотипных сооружений. Обратимся опять-таки к кажущейся простоте "квадратной" символики.

"Четырехугольная (обычно именно квадратная) схе­ма совмещает в себе классификационную систему дво­ичных противопоставлений, описывающих мир (верх-низ, правый-левый и т. п.), или основных эле­ментов мира (ср. четырехчленные системы типа "огонь — вода — земля — воздух") с образом идеально устой­чивой структуры, статической целостности, интегри­рующей в себе основные параметры космоса.

Квадрат служил моделью многих храмовых сооруже­ний (зиккурат, пирамида, пагода, церковь, чум и т. п.), которые, в свою очередь, рассматривались как образ мира. Квадратная структура использовалась для описа­ния не только пространственного состава вселенной (страны света, направления, центр) и основных вре­менных координат (четыре части суток, четыре време­ни года, четыре мировых века, четыре человеческих возраста), но и целого ряда четырехчленных классифи­каций в социальной сфере".

Обратим внимание на еще одну особенность квад­рата-символа. Эта геометрическая фигура может ис­толковываться как "граница", "рубеж". Круг и квадрат, как мифологические знаки, отражают идеи ограниченности внутреннего и внешнего пространства1.

"Звездчатый калфак" "Башни Сююмбеки" обещает раскрыть еще много неизведанного. Мы ограничимся сказанным. Невольно возникает вопрос: Если, как утверждается в некоторых источниках, Башня была сооружена для наблюдения "за передвиже­ниями татар", зачем строителям нужно было учитывать все перечисленные тонкости религиозно-философско-мифологического характера?

Нет основания утверждать, что "Башню Сююмбеки" с ее широко распространенной в мире культово-архи­тектурной традицией воздвигли зодчие-чужестранцы. Ведь традиция египетских и шумерских зиккуратов могла самостоятельно существовать как в Италии, так и в тяготевшей к Багдаду Булгарии. Чтобы понять это, до­статочно вспомнить "Черную палату" Великих Булгар.

Много тайн можно обнаружить в "Стране негасну­щих звезд". В прошлом эти тайны для науки были закрыты. Разных слухов, версий, голословных утверж­дений о "Башне Сююмбеки" и сегодня много. Люди им верили и верят. То, что долгое время тайна "звез­дного калфака" оставалась без внимания говорит о малоизученности этой проблемы.

Объявление территории Казанского кремля историко-культурным заповедником, принятие решения о широком научном исследовании и восстановлении памятников говорит о возросшем интересе народа к своему культурному наследию, в том числе и к "Башне Сююмбеки". Это значит, что мы можем ожидать новых открытий, новых находок1.

Археологические раскопки на территории Казанс­кого кремля в 1997 году увенчались интереснейшими находками.

На южной стороне башни, внизу, видны два дверных про­ема, один из которых когда-то был замурован. В настоящее время там имеется одна узкая дверь, ведущая по лестницам вверх, на первый ярус. На­прашивается вопрос: куда вела вторая дверь? корее всего, вторая дверь служила входом в подземную часть "Башни Сююмбеки". Спу­стившись по лестнице вниз, воз­можно, посетитель открывал следующую дверь, через которую входил в помещение, где находилась могила (или сарко­фаг) Сафа-Гирей хана.

Такое предназначение этого сооружения, естественно, требовало соблюдения ряда строительно-технологичес­ких и санитарно-гигиенических норм. В первую оче­редь, в подземной части сооружения необходимо было содержать соответствующий режим воздухообмена. Для этого, можем полагать, в стенах башни были устроены специальные вентиляционные шахты, три окошка ко­торых отчетливо видны в картине Э. Турнерелли. Воз­можно, что они были симметрично устроены и на противоположной стене арки Башни.

Важно и то, что Э.Турнерелли свои картины рисо­вал "с натуры" и в 1839 году издал их в Лондоне. Следовательно, еще в началеXIX века " вторая дверь" и вентиляционные окошки не были замурованы (рис.2).

Реферат опубликован: 10/02/2009