Античная культура

Страница: 1/15

I. Древняя Греция . 1

1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры 1

2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-культурных периодов 1

а) крито-микенская культура; . 1

б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.); 1

в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.); 1

г) эпоха классики (V в. до н.э.); 1

д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.) 1

3. Афины . 1

а) возникновение государства; . 1

б) реформы Солона и Клисфена; 1

в) демократия в V в до н.э.; . 1

г) основные черты афинского права; 1

д) воспитание и образование 1

4. Спарта 1

а) особенности общественного строя; 1

б) организация власти; . 1

в) воспитание и образование . 1

5. Миф и религия в культурной жизни греков . 1

6. Литература . 1

а) Гомер; 1

б) древнегреческая драматургия; 1

в) древнегреческая лирика 1

7. Искусство 1

а) искусство Трои, Крита и Микен; . 1

б) искусство геометрического орнамента; 1

в) искусство эпохи архаики; 1

г) искусство классики; . 1

д) искусство эпохи эллинизма . 1

II. Древний Рим 1

1. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры, социальная стратификация, от республики – к империи) 1

2. Возникновение и распространение христианства 1

3. Поэзия 1

4. Театр 1

5. Искусство Древнего Рима 1

III. Общецивилизационное значение культуры . 1

I. Древняя Греция.

1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Географические рамки – территория Древней Греции и Рима, хронологические – от истоков крито-микенской культуры (рубеж 3-2 тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э. Однако воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую) выходит далеко за эти пределы, что говорит об её специфике – специфике культуры, обладающей парадигматической функцией. Общие черты античной культурной парадигмы: целостность, космологизм (космоцентризм), рационализм. Сущность античного способа отношения к миру определялась специфической, но естественной и гармонической моделью мира. Центральным событием модели мира был космос, управляемый богами. В это событие вписывались события великого и вечного, богоизбранного и богохранимого античного общества и события античного человека, на которого возложена божественная миссия. В качестве основных черт этой модели можно подчеркнуть следующие:

1. античный космизм. Космос предстаёт в единстве противоположных начал, как фаталистический, но и дающий человеку шанс вмешаться в космические дела через героическое начало, как внеличностный и, одновременно, чувственный, одушевлённый, разумный;

2. античный пантеизм, в котором космос мыслился как абсолютное божество, в котором только богам доступны законы природы; с другой стороны, космос – дом, в котором живёт человек, а боги антропоморфны, вследствие этого понятны человеку и доступны влиянию выдающихся личностей, героев.

3. Человек не случайно похож на богов.

Главная черта античной культуры состоит в том, что она вырастает и развивается на основе городской (полисной) социальной и духовной жизни.

2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-культурных периодов.

а) крито-микенская культура;

У истоков греческой культуры находятся Крит и Микены. Для этой эпохи (2 тысячелетие до н.э.) характерна «дворцовая» культура. Отличительной чертой выступает наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержавших обширные кладовые, помещения административного и культового назначения. Такого рода дворец – средоточие экономической, военной и религиозной жизни, центр социальной системы. «Дворец держал на строжайшем учёте реальные и запланированные поступления (в основном продукции ремесла и сельского хозяйства), дворец ведал организацией рабочей силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим какую-либо работу…» Документировалась вся хозяйственная жизнь государства: потребление и распределение сырья (прежде всего металла) в государственных и частных ремесленных мастерских, облагаемых государством трудовыми повинностями и податями, так же как и всё население посёлков, подвластных дворцу. Для этого требовался большой бюрократический аппарат: целый штат писцов и различного ранга чиновников. Во главе находился царь-жрец (ванака). В то же время следует обратить внимание на относительную самостоятельность общинных поселений и на обособленность отдельных дворцовых комплексов друг от друга (не случайно они были окружены мощными оборонительными стенами). В микенском государстве не было необходимости ни в проведении грандиозных общественных работ, которые, например, проводились в связи с ирригационным земледелием в Египте, ни в централизованном государстве, монополизировавшем хозяйственные функции. Однако оставалась общая потребность в обороне, которую не могло обеспечить ни одно взятое само по себе поселение. В состав государственного аппарата входил и многочисленный штат военных чинов, которые руководили, прежде всего, отрядами боевых колесниц. Государство обладало большими запасами продовольствия, металла и готового оружия, необходимого для содержания войск. Так что полностью монополизирована была лишь военная функция: незащищённые поселения общинников зависели от воинской силы, сосредоточенной в дворцах-цитаделях.

Реферат опубликован: 20/08/2006