Александровский дворец

Страница: 5/5

В кабинете находилось более тысячи томов книг на русском и иностранном языках, среди которых особое место занимала литература философского и религиозно-мистического содержания. В этой комнате императрица Александра Федоровна проводила больше времени, чем в других: работала, читала, сидя у окна в кресле или на кушетке, возле которой стоял стол с телефонным аппаратом. Тут же на столике складывались письма и телеграммы. В Сиреневый кабинет иногда подавался чай для императорской семьи, обычно в 5 часов вся чета собиралась за столом. Сегодня стол в кабинете сервирован фарфоровым сервизом конца XIX века, изготовленным в Петербурге на заводе братьев Корниловых. Иногда императрица Александра Федоровна оставалась здесь с Анной Вырубовой; сидя на ковре возле кушетки императрицы, А. Вырубова работала, читала или слушала чтение, рассказы и жалобы Александры Федоровны. Бывало к ним заходил с прогулки император Николай II.

Некоторое представление об историческом интерьере Сиреневого кабинета сегодня можно получить благодаря воспроизведению на стене фотографии 1941 года методом широкомаcштабной струйной технологии на виниловой основе (4 x 6 м). Мемориальных вещей здесь мало. Представление об убранстве можно получить благодаря экспонатам, хранившимся в фондах ГМЗ "Царское Село" и ГМЗ "Павловск", аналогичных с теми, которые находились в Александровском дворце до 1917 года. Среди исторических предметов мебели особого внимания заслуживают письменный стол, этажерка, кресло и подставка для цветов, изготовленные на фабрике Ф. Мельцера в 1890-е годы и находившиеся в кабинете до 1941 года, остальные предметы мебели подобраны по времени.

Уборная императрицы Александры Федоровны

Экспозиция первой комнаты рассказывает о начальном этапе в истории Александровского дворца и включает портрет императрицы Екатерины II, по указу которой архитектор Дж. Кваренги построил это здание. Портрет и свадебный костюм великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I), изображение его юной супруги Елизаветы Алексеевны и подлинные предметы из убранства интерьеров дворца конца ХVIII - начала ХIХ века.

Здесь можно познакомиться с экспонатами, рассказывающими об эпохе Николая I, для которого Александровский дворец стал настоящим родовым гнездом, где в узком кругу императорская семья проводила несколько месяцев в году. Здесь в 1842 году великолепным праздником императорская чета отметила 25-летнюю годовщину своего брака, напоминаем о котором навсегда останется полотно французского художника О. Верне "Царскосельская карусель", экспонирующееся в этой комнате, а также портрет немецкого живописца Ф. Крюгера, изображающий Николая I со свитой.

Спальня императрицы Александры Федоровны

На месте второй комнаты ранее располагалась Спальня императрицы Александры Федоровны, созданная в 1896 - 1898 годах рядом со служебными помещениями. Стены и мебель этой комнаты были обиты английским чинцем, в глубине комнаты располагался альков, сплошь завешанный иконами, образками и крестами — подношениями общин, войсковых частей и отдельных лиц. Их общее число достигало семисот. В Спальне по традиции находились две витрины для драгоценностей, среди которых особое место занимали пасхальные яйца, изготовленные фирмой К. Фаберже и поднесенные Николаем II супруге.

Некоторое представление об историческом интерьере Спальни сегодня можно получить благодаря воспроизведению на стене фотографии 1941 года методом широкомаcштабной струйной технологии на виниловой основе (4 x 6 м). Предметы мебельного убранства воссозданы по историческим обмерам и иконографии в 1997 году. Собрание икон конца XVIII - XX века получено в 1998 году в дар. Развеска икон вплотную друг к другу оформлена в древнерусских традициях, которые почитал император Hиколай II. Особого внимания заслуживает икона "Вера, Надежда, Любовь и мать их София", выставленная в витрине между окон. Икона была поднесена жительницей Вологодской губернии наследнику русского престола цесаревичу Алексею Николаевичу. До 1917 года икона находилась в Спальне цесаревича Алексея, в формировании характера, привычек и образовании которого большую роль играла религия.

Реферат опубликован: 19/01/2010